Советы психолога «Как помочь ребенку выбрать профессию»

Советы психолога.

Советы учащимся и родителям по профориентации

Что нужно знать при выборе учебного заведения?

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях. Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

• Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

• По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

• Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

• Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)?

Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

• Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

• Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

• Какова продолжительность обучения?

• Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

• Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

• Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

• Адрес учебного заведения и его полное название.

 

Рекомендации родителям старшеклассников,

выбирающих профессию

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям, чтобы они получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у родителей есть определённые представления о характере и склонностях своих детей, а также стремление поделиться с детьми своим жизненным опытом и представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто-то из родителей считает, что выбор профессии целиком зависит от самого подростка, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто же несёт ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?

Для родителей важно отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший ребенок подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает.И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя, учёба его тяготит, он воспринимает её как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к обучению предметов, необходимых для поступления в ВУЗ. Задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

Несколько шагов к решению этой проблемы под девизом «НЕ ВМЕСТО, А ВМЕСТЕ!»

1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9 классе. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru)

Литература:

1. Анисимова Н. П., Кузнецова И. В., Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи, Ярославль, ПО, 2000.

2. Выбор профессии. Энциклопедия для детей. / Под ред. Е. Ананьева. Отв. Ред. В. Белоусова. М., 2003, 2008. Колесникова О.А., Полосина Т.И. , Донецкий А.М. Выбери профессию. Жуковский, 2002.

3. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб., 2007.

4. Большая детская энциклопедия. Выбор профессии. Компьютерная программа. CD-ROM, 2010 г. Издатель: ИДДК; разработчик: ООО «Издательство».

5. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/Под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2008. – 366 с.

6. Профориентация старшеклассников / сост. Т.В. Черникова. – Волгоград: изд. Учитель, 2006г. – 120с.

7. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии, М.:, Генезис, 2005 г. – 208с.

8. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – Москва.: Генезис, 2005г. – 140с.

9. Резапкина Г.В. Я и моя профессия // «Школьный психолог», 1999 г. – №14. «Теория и практика профориентации и профконсультирования» / под ред. В.В.Спасенникова. – Калуга, 1996г. – 406с.

10. Йовайши Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 128 с.

11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2007. - 302 с.

12. Бедарева Т.Т, Грецов А. Г. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. СПб: Питер, 2008

13. Бендюков М. А., Соломин И. Л. « Ступени карьеры. Азбука профориентации - СПб.: Речь, 2006.

14. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб, питер., 2007 -224.

.
© {2020} GBOU Gymnasium 441 SPb. All Rights Reserved.

Please publish modules in offcanvas position.