Самодиагностика

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ - как их определить?

Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.

Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы различают по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, информатике, спорту, животным, цветам, моделированию одежды и т.д.), по глубине, по длительности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой и насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.

Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать». Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино.

Своевременное выявление и развитие профессиональных интересов во многом определяет их будущую профессиональную успешность. Методики, представленные в этом разделе, дают возможность подросткам узнать свои профессиональные интересы и склонности. Обработка результатов проводится самими учащимися (7, 8, 9).

Выбор, сделанный с учетом своих возможностей – интеллектуальных, физических, психологических с помощью психологических тестов помогут вам выбрать будущую профессию с учетом ваших личных особенностей.

Предлагаем несколько тестов, которые легко пройти самостоятельно и сразу увидеть определенный результат. Более углубленные тесты делает психолог. Существует много тестов в интернете по разным личностным показателям. В связи с задачами профориентации мы рекомендуем проходить тестирование на сайте proforientator.ru

1). Методика «Профиль» (Г.В. Резапкина)

Профильное обучение предполагает углубленное изучение отдельных предметов с учетом выбора профиля обучения. Методика состоит из пятидесяти вопросов, относящихся к десяти направлениям профессиональной деятельности, соответствующим направлениям профильного обучения: физика и математика, химия и биология, робототехника и электроника, информационные технологии, геогра­фия и геология, литература и искусство, история и политика, социальная работа и педагогика, экономика и предпринимательство, спорт и военное дело.

Инструкция

Эта методика поможет вам понять, какой профиль обучения вам подходит. Если вам нравится делать то, о чем говорится в утверждении, то в бланке рядом с номером этого утверждения, поставьте плюс, если не нравится – поставьте минус. Если сомневаетесь, поставьте знак вопроса.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

Мне нравится…

1) узнавать об открытиях в области физики и математики

2) узнавать что-то новое о растениях и животных

3) узнавать о новых моделях телефонов, компьютеров, электроприборов

4) узнавать о новых компьютерных играх и программах

5) узнавать что-то новое о жизни людей в разных странах

6) узнавать о событиях в мире кино, литературы, музыки, театра

7) узнавать о политических событиях в своей стране и за рубежом

8) узнавать о достижениях в области образования и (или) психологии

9) узнавать о состоянии экономики в нашей стране и за рубежом

10) узнавать о достижениях отечественных и зарубежных спортсменов

11) заниматься математическими расчетами

12) ухаживать за животными и/или растениями

13) устранять мелкие неисправности в технике

14) создавать сайты и заниматься их продвижением

15) ходить в походы, бывать в неизвестных местах

16) посещать выставки, концерты, спектакли

17) участвовать в общественной жизни школы, города

18) объяснять одноклассникам учебный материал

19) участвовать в планировании семейного бюджета

20) соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни, воспитывать силу воли

21) проводить физические опыты

22) проводить химические опыты

23) разбираться в устройстве и принципах работы электрических приборов

24) изучать основы программирования

25) коллекционировать камни, минералы

26) вести блог, сочинять стихи и рассказы

27) читать биографии известных политических деятелей

28) играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам

29) следить за курсом валют и событиями на финансовом рынке

30) участвовать в военно-спортивных играх

31) углубленно заниматься физикой и математикой

32) наблюдать за природой

33) заниматься робототехникой

34) создавать и модерировать интернет-сообщества

35) участвовать в географических, геологических экспедициях

36) делиться впечатлениями о книгах, фильмах и спектаклях

37) анализировать политические события

38) участвовать в волонтерской деятельности

39) придумывать разные способы зарабатывания денег

40) регулярно заниматься спортом

41) участвовать в физико-математических конкурсах и олимпиадах

42) участвовать в конкурсах и олимпиадах по химии и биологии

43) создавать и совершенствовать модели электроприборов

44) создавать несложные компьютерные программы

45) «читать» географические и (или) геологические карты

46) заниматься в литературной, музыкальной, театральной или художественной студиях

47) изучать отечественную и зарубежную историю

48) анализировать поведение человека

49) анализировать события в сфере экономики

50) изучать биографии выдающихся полководцев

Обработка результатов

Десять колонок — это десять видов профессиональной деятельности, которые соотносятся с направлениями профильного обучения:

1 – физика и математика (№ 1, 11, 21, 31, 41).

2 – химия и биология (№ 2, 12, 22, 32, 42).

3 – робототехника и электротехника (№ 3, 13, 23, 33, 43).

4 – информационные технологии (№ 4, 14, 24, 34, 44).

5 – география и геология (№ 5, 15, 25, 35, 45).

6 –искусство (№ 6, 16, 26, 36, 46).

7 – история и политика (№ 7, 17, 27, 37, 47).

8 – социальная работа и педагогика (№ 8, 18, 28, 38, 48).

9 – экономика и предпринимательство (№ 9, 19, 29, 39, 49).

10 – спорт и военное дело (№ 10, 20, 30, 40, 50).

Ответ «+» – 2 балла; «?» – один балл, «–» – 0 баллов.

8-10 баллов – выраженный интерес к данному профилю обучения.

4-7 баллов – умеренный интерес к данному профилю обучения.

0-3 баллов – отсутствие интереса к данному профилю обучения.

2). Методика «Опросник профессиональных склонностей» (Г.В. Резапкина)

Методика представляет собой 24 фразы, которые надо завершить, выбрав один из трех вариантов. Методика выявляет склонность к шести направлениям профессиональной деятельности: к работе с информацией и людьми, исследовательской, практической, творческой, экстремальной деятельности. Работа с методикой развивает представления подростков о видах профессиональной деятельности и своих профессиональных склонностях.

Инструкция . При выборе профессии важно учитывать свои склонности к каким-либо занятиям. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов окончания фразы – «а», «б» или «в» – и отметьте его в бланке ответов.

I

II

III

IV

V

VI

1

А

Б

В

2

А

Б

В

3

А

Б

В

4

А

Б

В

5

А

Б

В

6

А

Б

В

7

А

Б

В

8

А

Б

В

9

А

Б

В

10

А

Б

В

11

А

Б

В

12

А

Б

В

13

А

Б

В

14

А

Б

В

15

А

Б

В

16

А

Б

В

17

А

Б

В

18

А

Б

В

19

А

Б

В

20

А

Б

В

21

А

Б

В

22

А

Б

В

23

А

Б

В

24

А

Б

В

1. В своей профессиональной деятельности мне бы хотелось

а) общаться с самыми разными людьми

б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т. д.

в) заниматься расчётами, вести документацию

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает

а) возможность следить за мыслью автора

б) художественная форма, мастерство писателя или режиссёра

в) сюжет, действия героев

3. Меня больше обрадовала бы Нобелевская премия

а) в области укрепления мира (Нобелевская премия мира)

б) в области науки

в) в области искусства

4. Если бы мне предложили выбрать одну профессию из трех, я бы выбрал работу

а) механика

б) спасателя

в) программиста

5. Будущее людей определяет

а) способность людей понимать друг друга

б) научные открытия

в) развитие производства

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь

а) созданием дружного, сплочённого коллектива

б) организацией разработки новых технологий

в) сбором и анализом информации о работе предприятия

7. На технической выставке меня больше привлечёт

а) устройство экспонатов

б) практическое применение экспонатов

в) внешний вид экспонатов (цвет, форма)

8. В людях я ценю прежде всего

а) дружелюбие

б) смелость

в) эрудицию

9. В свободное время мне хотелось бы

а) ставить различные опыты, проводить эксперименты

б) писать стихи, сочинять музыку, рисовать

в) заниматься спортом

10. Во взрослом возрасте в заграничных поездках меня скорее заинтересует

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны

б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсёрфинг, горные лыжи)

в) деловое общение

11. Мне интереснее беседовать

а) об отношениях между людьми

б) о новой гипотезе

в) о технических характеристиках новой модели автомобиля, компьютера

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал

а) технический

б) музыкальный

в) военно-спортивный

13. В школе следует обратить особое внимание

а) на улучшение взаимопонимания между учителями и учениками

б) на улучшение физической формы учащихся

в) на совершенствование образовательных программ

14. Я с большим удовольствием смотрю

а) научно-популярные фильмы

б) программы о культуре и искусстве

в) спортивные программы

15. Мне хотелось бы работать

а) с людьми

б) с техническими устройствами

в) с природными объектами

16. Школа в первую очередь должна учить

а) общению с другими людьми

б) практическим навыкам

в) навыкам работы с информацией

17. Главное в жизни

а) иметь возможность заниматься творчеством

б) защищать свою страну

в) уметь прогнозировать последствия своих поступков

18. Государство должно в первую очередь заботиться

а) о защите интересов и прав граждан

б) о достижениях в области науки и техники

в) о материальном благополучии граждан

19. Мне больше всего нравятся уроки

а) технологии

б) основы безопасности жизнедеятельности

в) информатики

20. Мне интереснее было бы

а) заниматься реализацией готовой продукции

б) создавать новые вещи

в) планировать рекламную кампанию

21. Я предпочитаю читать статьи

а) о выдающихся учёных и о научных открытиях

б) об интересных изобретениях в области техники

в) о жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов

22. В свободное время я люблю

а) читать, думать, рассуждать

б) мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями

в) ходить на выставки, концерты, в музеи

23. Меня привлекает работа

а) учёного или изобретателя

б) художника или музыканта

в) журналиста или переводчика

24. Я предпочту работать

а) в помещении, где много людей

б) в экстремальных условиях

в) в обычном кабинете

Обработка результатов

Подсчитывается число отмеченных вариантов в каждом столбце и записывается в пустой нижней клетке.

10—12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность.

7—9 баллов — склонность к определенному виду деятельности.

4—6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.

0—3 балла— профессиональная склонность не выражена.

В отчете указываются три типа, набравшие максимальное число баллов.

Шесть столбцов под римскими цифрами — это шесть видов деятельности, которым соответствуют определенные группы профессий. Ниже приведены описания шести видов деятельности, связанные с соответствующими профессиональными склонностями:

I — работа с людьми

Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, информационным). Требования к профессионалу: интерес и терпимость к людям, тактичность, развитый социальный интеллект.

II — исследовательская деятельность

Профессии, связанные с разработкой новых идей и технологий в любой отрасли. Требования к профессионалу: хорошая теоретическая подготовка, интуиция, развитый интеллект, самостоятельность и гибкость мышления.

III — практическая деятельность

Производство и обработка материалов; монтаж, ремонт и обслуживание механизмов и конструкций; управление техникой; изготовление различных изделий. Требования к профессионалу: теоретические знания, практические навыки, сила, выносливость.

IV — творческая деятельность

Творческие профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актёрско-сценической деятельностью. Требования к профессионалу: наличие специальных способностей (музыкальных, литературных, актёрских и др).

V — экстремальные виды деятельности

Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедициями, охранной, спасательной и оперативной деятельностью, службой в армии. Требования к профессионалу: хорошая физическая подготовка, смелость, самоотверженность.

VI — работа с информацией

Профессии, связанные с расчётами, сбором, обработкой, анализом и преобразованием информации любого рода. Требования к профессионалу: аккуратность, внимательность, исполнительность, ответственность.

3). «Одно из двух» (методика Дж. Холланда в модификации Г.В. Резапкиной)

В методике объединены две типологии, которые дополняют друг друга – Дж. Холланда и Е. А. Климова. По Климову, каждый человек согласно своим личностным качествам выбирает определенный тип профессии. В зависимости от предмета труда выделяют следующие группы: «человек», «техника» «природа», «знак», «художественный образ».

По Холланду, профессиональный успех зависит от соответствия профессионального типа человека (реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический) выбранной профессиональной среде.

В методике сравниваются пары профессий, относящихся к разным типам по Холланду, но к одному предмету труда по Климову. В упрощенном варианте методики можно предложить учащимся проранжировать шесть утверждений, характеризующих шесть профессиональных типов (реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический). Утверждения можно вывести на экран проектора. Три типа, набравшие большее число баллов, образуют формулу профессионального типа.

1. Мне нравится работа, требующая практических навыков, силы, выносливости и хорошей координации движений, приносящая быстрые и видимые результаты. В работе я предпочитаю четкие и конкретные указания. Я критически отношусь к новым идеям.

2. Мне нравится решать сложные задачи, выдвигать и проверять новые гипотезы, не считаясь со временем. Мир идей для меня не менее важен, чем общение с людьми. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

3. Мне нравится работать с людьми. Я могу понять эмоциональное состояние другого человека. Мне интересна работа, предполагающая интенсивное взаимодействие с людьми: учить, воспитывать, лечить, обслуживать, консультировать.

4. Мне нравится работать с документами, обрабатывать информацию, делать расчеты. Я предпочитаю четкий круг обязанностей, работу, требующую точности, аккуратности, внимательности, не связанную с широким кругом общения.

5. Мне нравится работа, требующая энергии, организаторских способностей, предполагающая руководство и влияние на людей. Я быстро ориентируюсь в обстановке, предпочитаю самостоятельно принимать решения. Мне хотелось бы создать свое дело.

6. Мне нравится работа, связанная с творчеством, требующая специальных способностей (художественных, литературных, музыкальных). Я ценю в себе интуицию и воображение. Я предпочитаю свободный график работы, где нет жесткой регламентации.

Второй вариант диагностики занимает больше времени и предполагает понимание учащимися содержания упоминающихся в методике профессий. Возможно использование обоих вариантов.

Инструкция. Прочитайте список профессий, сравнивая их попарно. После каждой профессии стоит буква. Это код профессии. В бланке ответов рядом с кодом наиболее привлекательной из двух профессий поставьте «+». Например, если в паре «Автомеханик (Р)» — «Физиотерапевт (С)» для вас интереснее профессия автомеханика, поставьте «+» в бланке ответов на строке «Р»; если интереснее профессия физиотерапевта, поставьте «+» в строке «С». 1

Р

И

С

О

П

А

Техника

Автомеханик (Р)

Физиотерапевт (С)

Специалист по защите информации (И)

Логистик (П)

Оператор связи (О)

Кинооператор (А)

Водитель (Р)

Кассир (С)

Инженер-конструктор (И)

Менеджер по автопродажам (П)

Авиадиспетчер (О)

Дизайнер сайтов и компьютерных программ (А)

Природа

Ветеринар (Р)

Эколог (С)

Биолог-исследователь (И)

Фермер (П)

Лаборант (О)

Дрессировщик (А)

Агроном (Р)

Санитарный врач (С)

Селекционер (И)

Заготовитель сельхозпродуктов (П)

Санитарный инспектор (О)

Ландшафтный дизайнер (А)

Человек

Массажист (Р)

Воспитатель (С)

Преподаватель (И)

Предприниматель (П)

Администратор (О)

Режиссер театра и кино (А)

Официант (Р)

Врач (С)

Социолог (И)

Торговый агент (П)

Страховой агент (О)

Хореограф (А)

Искусство

Ювелир-гравер (Р)

Журналист (С)

Искусствовед (И)

Продюсер (П)

Редактор (О)

Музыкант (А)

Дизайнер интерьера (Р)

Экскурсовод (С)

Композитор (И)

Арт-директор (П)

Музейный работник (О)

Актер театра и кино (А)

Знак

Верстальщик (Р)

Гид-переводчик (С)

Лингвист (И)

Антикризисный управляющий (П)

Корректор (О)

Художественный редактор (А)

Наборщик текстов (Р)

Юрисконсульт (С)

Программист (И)

Брокер (П)

Бухгалтер (О)

Литературный переводчик (А)

Обработка результатов

Подсчитывается количество плюсов в каждой строке. 8–10 – ярко выраженный тип; 5–7 – средне выраженный тип; 2–4 – слабо выраженный тип. Максимальное количество плюсов указывает на отношение к одному из шести типов.

Реалистический тип (Р). Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений. Их руками создан окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа настойчивы и уверенны в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип – социальный.

Интеллектуальный тип (И). Людей этого типа отличают независимость, оригинальность мышления, аналитические способности, умение формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, выдвигать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу и условия, дающие свободу для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.

Социальный тип (С). Люди этого типа предпочитают работу, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Они гуманны, чувствительны, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерны развитая речь, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.

Офисный тип (О). Люди этого типа склонны к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками), они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко определенную деятельность. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.

Предпринимательский тип (П). Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, самостоятельно принимают решения, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.

Артистический тип (А). Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают обостренным восприятием, избегают жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисныный.

1 Узнать содержание этих профессий, профессионально важные качества и медицинские противопоказания можно в «Словаре профессий» (Приложение 2)

© {2020} GBOU Gymnasium 441 SPb. All Rights Reserved.

Please publish modules in offcanvas position.