Ступени выбора. Модель ПО.
Тумарова Н.В., педагог-психолог
-
Цикл занятий « Мои возможности. Азбука профориентации » (7 класс)
ЧТО? (событие, продукт) Программа внеурочных занятий для 7-х классов «Я и профессия» (файл прилагается). Проводится по расписанию еженедельно.
ДЛЯ КОГО? Учащиеся 7-х классов.
ДЛЯ ЧЕГО? (цель) Цель занятий – содействие в появлении у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания.
КАК? (технология, этапы) Программа психолого-педагогического сопровождения выбора профессии учащихся 7-х классов «Я и профессия» – это программа цикла занятий, на которых рассматриваются важнейшие вопросы, связанные с личностным и профессиональным самоопределением: формирование реалистичной самооценки; развитие эмоциональной сферы; уточнение профессиональных интересов и склонностей; знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры.
РЕСУРСЫ:
- информационные – блок психодиагностических методик по определению личностного, творческого, профессионального потенциалов учащихся;
- материальные – распечатка психодиагностических тестов и опросников из расчета на каждого учащегося 7-х классов. Пособие для проведения этих занятий – Программа «Профессиональное самоопределение учащихся ГБОУ гимназия № 441 – психология выбора», составленная на основе Программы Резапкиной Г.В. «Профессиональное самоопределение школьников». Условия проведения – наличие множительной техники (ксерокс) и демонстрационной (проектор);
- кадровые – квалифицированный психолог.
ЧТО ДАСТ? (результат) - уточнение профессиональных интересов и склонностей; знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры.
ЗА СЧЕТ ЧЕГО? (описание эффектов, достигаемые при использовании; чем отличается от других, уникальность, инновационность, актуальность, востребованность и.д.; возможные сложности и пути их преодоления) - Учащиеся 7-х классов, как показывает практика, совсем не готовы к принятию данного курса, поскольку озабоченность сдачей экзаменов, а тем более профессиональным самоопределением представляется им весьма отдаленной перспективой. Сейчас для них намного важнее решить проблемы с учебой и подтвердить свой социальный статус в среде одноклассников, показать свое «я» любым способом, а главное – сладить со своими гормональными выхлопами и привыкнуть к ним.
-
Диагностика готовности к выбору профиля: знаю, понимаю, применяю (8 и 9 кл.)
ЧТО? (событие, продукт) - цикл занятий с классами с целями, связанными с личностным и профессиональным самоопределением, с формирование реалистичной самооценки и уточнением профессиональных интересов и склонностей; знакомство с правилами планирования профессиональной карьеры. Углубленная психодиагностика и анализ полученных результатов.
ДЛЯ КОГО? Учащиеся 8-9-х классов.
ДЛЯ ЧЕГО? (цель) Цель занятий - содействие в появлении у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания.
КАК? (технология, этапы
Этапы работы |
Тематические занятия |
Содержание занятий |
1. Ориентировочный : - знакомство учеников с темой; - актуализация представлений учащихся о мире профессий; - осознание учеником мотивов выбора профессии. |
1. Я и моя будущая профессия 2 .Профессия мечты детства. 3. Профессии в моей семье. |
Знакомство с целями курса занятий Актуализация представлений учащихся о мире профессий. Актуализация личного багажа знаний о выборе профессии. Актуализация представлений учащихся о своих интересах и способностях. Получение и обсуждение результатов первичной диагностики. |
Первый диагностический срез |
Пакет психодиагностических методик |
Проведение первичной диагностики; обратная связь по ее результатам. |
2. Ознакомительный: - знакомство учащихся с профессиональными областями; - соотнесение интересов и склонностей учащихся с профессиональными областями. |
4. Мир профессий 5. Популярные профессии. 6. Способности и интересы 7. Возможности выбора. |
Знакомство с миром профессий через профессиональные области. Актуализация личного материала по проф. самоопределению: осознание своих возможностей и личностных качеств, необходимых в конкретной проф. области. |
3. Диагностический : основной диагностический срез: получение информации о потенциалах учащихся: личностном, творческом, профессиональном. |
15 – 17. Диагностика (основной пакет) и обсуждение ее результатов. |
Проведение диагностики (основной пакет); обратная связь по ее результатам. |
4. Интегрирующий : - обобщение и анализ полученной информации ; -фокусирование первичного профессионального выбора учащегося на наиболее подходящей проф. области; - выбор конкретной профессии; - динамика двух психодиагностических срезов; - подведение общих итогов работы: рекомендации |
18. Выбор профессий сужается. 19. Кто кому - профессия тебе или .. 20. Призвание. 21. Творческий подход к профессии. 22. Критерии выбора профессии. 23. Мир будущей профессии. 24. Карта движения к профессии. |
Сужение выбора – выделение двух из четырех наиболее подходящих областей и двух профессий в них. Прицельное рассмотрение этих профессий через призму «Я». Разработка конкретных шагов по реализации профессионального выбора (профессиональный маршрут). |
РЕСУРСЫ - информационные – блок психодиагностических методик по определению личностного, творческого, профессионального потенциалов учащихся;
- материальные – распечатка психодиагностических тестов и опросников из расчета на каждого учащегося 8-9 классов. Пособие для проведения этих занятий – Программа «Профессиональное самоопределение учащихся ГБОУ гимназия № 441 – психология выбора», составленная на основе Программы Резапкиной Г.В. «Профессиональное самоопределение школьников». Условия проведения – наличие множительной техники (ксерокс) и демонстрационной (проектор);
- кадровые – квалифицированный психолог.
ЧТО ДАСТ? (результат) - уточнение профессиональных интересов и склонностей; знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры; формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания.
ЗА СЧЕТ ЧЕГО? (описание эффектов, достигаемые при использовании; чем отличается от других, уникальность, инновационность, актуальность, востребованность и.д.; возможные сложности и пути их преодоления)
Неотвратимость предстоящего профессионального выбора актуализирует изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомства с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры. Упражнения и методики, включенные в программу, объединяет единый подход к решению задач профессионального самоопределения, который не сводится к формированию традиционных «знаний, умений, навыков», а помогает найти смыслы и ценности, лежащие за их пределами. Система занятий проводится с учетом возрастных особенностей учащихся, последовательно решая задачи, связанные с личностным и профессиональным самоопределением.