Азбука профессий (полезные ресурсы)

Ступени выбора. Модель ПО.

Тумарова Н.В., педагог-психолог

  1. Цикл занятий « Мои возможности. Азбука профориентации » (7 класс)

ЧТО? (событие, продукт) Программа внеурочных занятий для 7-х классов «Я и профессия» (файл прилагается). Проводится по расписанию еженедельно.

ДЛЯ КОГО? Учащиеся 7-х классов.

ДЛЯ ЧЕГО? (цель) Цель занятий – содействие в появлении у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания.

КАК? (технология, этапы) Программа психолого-педагогического сопровождения выбора профессии учащихся 7-х классов «Я и профессия» – это программа цикла занятий, на которых рассматриваются важнейшие вопросы, связанные с личностным и профессиональным самоопределением: формирование реалистичной самооценки; развитие эмоциональной сферы; уточнение профессиональных интересов и склонностей; знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры.

РЕСУРСЫ:

- информационные – блок психодиагностических методик по определению личностного, творческого, профессионального потенциалов учащихся;

- материальные – распечатка психодиагностических тестов и опросников из расчета на каждого учащегося 7-х классов. Пособие для проведения этих занятий – Программа «Профессиональное самоопределение учащихся ГБОУ гимназия № 441 – психология выбора», составленная на основе Программы Резапкиной Г.В. «Профессиональное самоопределение школьников». Условия проведения – наличие множительной техники (ксерокс) и демонстрационной (проектор);

- кадровые квалифицированный психолог.

ЧТО ДАСТ? (результат) - уточнение профессиональных интересов и склонностей; знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры.

ЗА СЧЕТ ЧЕГО? (описание эффектов, достигаемые при использовании; чем отличается от других, уникальность, инновационность, актуальность, востребованность и.д.; возможные сложности и пути их преодоления) - Учащиеся 7-х классов, как показывает практика, совсем не готовы к принятию данного курса, поскольку озабоченность сдачей экзаменов, а тем более профессиональным самоопределением представляется им весьма отдаленной перспективой. Сейчас для них намного важнее решить проблемы с учебой и подтвердить свой социальный статус в среде одноклассников, показать свое «я» любым способом, а главное – сладить со своими гормональными выхлопами и привыкнуть к ним.

  1. Диагностика готовности к выбору профиля: знаю, понимаю, применяю (8 и 9 кл.)

ЧТО? (событие, продукт) - цикл занятий с классами с целями, связанными с личностным и профессиональным самоопределением, с формирование реалистичной самооценки и уточнением профессиональных интересов и склонностей; знакомство с правилами планирования профессиональной карьеры. Углубленная психодиагностика и анализ полученных результатов.

ДЛЯ КОГО? Учащиеся 8-9-х классов.

ДЛЯ ЧЕГО? (цель) Цель занятий - содействие в появлении у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания.

КАК? (технология, этапы

Этапы работы

Тематические занятия

Содержание занятий

1. Ориентировочный : - знакомство учеников с темой;

- актуализация представлений учащихся о мире профессий;

- осознание учеником мотивов выбора профессии.

1. Я и моя будущая профессия

2 .Профессия мечты детства.

3. Профессии в моей семье.

Знакомство с целями курса занятий

Актуализация представлений учащихся о мире профессий.

Актуализация личного багажа знаний о выборе профессии.

Актуализация представлений учащихся о своих интересах и способностях.

Получение и обсуждение результатов первичной диагностики.

Первый диагностический срез

Пакет психодиагностических методик

Проведение первичной диагностики; обратная связь по ее результатам.

2. Ознакомительный:

- знакомство учащихся с профессиональными областями;

- соотнесение интересов и склонностей учащихся с профессиональными областями.

4. Мир профессий

5. Популярные профессии.

6. Способности и интересы

7. Возможности выбора.

Знакомство с миром профессий через профессиональные области. Актуализация личного материала по проф. самоопределению: осознание своих возможностей и личностных качеств, необходимых в конкретной проф. области.

3. Диагностический : основной диагностический срез:

получение информации о потенциалах учащихся: личностном, творческом, профессиональном.

15 – 17. Диагностика (основной пакет) и обсуждение ее результатов.

Проведение диагностики (основной пакет); обратная связь по ее результатам.

4. Интегрирующий :

- обобщение и анализ полученной информации ;

-фокусирование первичного профессионального выбора учащегося на наиболее подходящей проф. области;

- выбор конкретной профессии;

- динамика двух психодиагностических срезов;

- подведение общих итогов работы: рекомендации

18. Выбор профессий сужается.

19. Кто кому - профессия тебе или ..

20. Призвание.

21. Творческий подход к профессии.

22. Критерии выбора профессии.

23. Мир будущей профессии.

24. Карта движения к профессии.

Сужение выбора – выделение двух из четырех наиболее подходящих областей и двух профессий в них. Прицельное рассмотрение этих профессий через призму «Я».

Разработка конкретных шагов по реализации профессионального выбора (профессиональный маршрут).

РЕСУРСЫ - информационные – блок психодиагностических методик по определению личностного, творческого, профессионального потенциалов учащихся;

- материальные – распечатка психодиагностических тестов и опросников из расчета на каждого учащегося 8-9 классов. Пособие для проведения этих занятий – Программа «Профессиональное самоопределение учащихся ГБОУ гимназия № 441 – психология выбора», составленная на основе Программы Резапкиной Г.В. «Профессиональное самоопределение школьников». Условия проведения – наличие множительной техники (ксерокс) и демонстрационной (проектор);

- кадровые квалифицированный психолог.

ЧТО ДАСТ? (результат) - уточнение профессиональных интересов и склонностей; знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры; формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания.

ЗА СЧЕТ ЧЕГО? (описание эффектов, достигаемые при использовании; чем отличается от других, уникальность, инновационность, актуальность, востребованность и.д.; возможные сложности и пути их преодоления)

Неотвратимость предстоящего профессионального выбора актуализирует изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомства с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры. Упражнения и методики, включенные в программу, объединяет единый подход к решению задач профессионального самоопределения, который не сводится к формированию традиционных «знаний, умений, навыков», а помогает найти смыслы и ценности, лежащие за их пределами. Система занятий проводится с учетом возрастных особенностей учащихся, последовательно решая задачи, связанные с личностным и профессиональным самоопределением.

© {2020} GBOU Gymnasium 441 SPb. All Rights Reserved.

Please publish modules in offcanvas position.