Мои возможности…

Мои возможности по выбору будущей профессии

Рекомендации психолога

Педагог-психолог Н.В.Тумарова

Для учащихся старших классов выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития. Его решение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. Выделяют этапы профессионального самоопределения:

1-4 классы - через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям;

5-7 классы - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии;

8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем - профессии;

10 -11 классы - профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов, особое внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.

Если на всех этапах профессионального самоопределения последовательно и успешно решаются жизненные задачи, соответствующие возрасту, то подросток покидает школу, имея осознанный и реалистичный профессиональный план. Но, как показывает практика, существуют определенные трудности, возникающие у школьников в процессе профессионального самоопределения (1):

Типичные трудности

Решаемые задачи

Отсутствие, неполнота или недостоверность информации о ситуации выбора.

Неумение систематизировать и использовать имеющуюся информацию.

Слабое знание требований рынка труда и конкретных профессий.

Развитие способности к анализу рынка труда и профессий.

Освоение понятий, относящихся к планированию профессиональной деятельности (рынок труда, профессия, вид деятельности, конкуренция).

Анализ рынка образовательных услуг; систематизация источников и способов получения информации о рынке труда; изучение требований к работнику.

Недостаточное знание самого себя; заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний.

Нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

Низкая трудовая мотивация.

Развитие способности к самопознанию.

Повышение самооценки, формирование реалистичного уровня притязаний.

Заполнение рабочей тетради или индивидуальной карты школьника на основе диагностики и самодиагностики.

Социальная незрелость.

Отсутствие жизненных ценностей высшего порядка.

Активизация социальной позиции.

Воспитание жизненных ценностей высшего порядка.

Несформированность навыков самостоятельной работы, принятия решения, планирования карьеры.

Выработка навыков принятия решения: выбора профессии и пути ее получения, сдачи экзаменов, трудоустройства.

Неуверенность в своих силах; тревога по поводу возможных неудач.

Психологическая поддержка; создание ситуации успеха; активизация ресурсов для достижения цели; выработка запасных вариантов.

Осознанный выбор профессии подростком является следствием решения возрастных задач и преодоления перечисленных трудностей с помощью окружающих его взрослых: родителей, учителей, психологов.

Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно. В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя - нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний. Профессия – основа карьеры. Профессией называют вид деятельности, который требует от человека наличия определённых знаний, навыков и подготовки. Правильно выбрав профессию человек живёт полноценной жизнью, занимаясь любимым делом и получая при этом достойный заработок. Наиболее успешен в своей карьере тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник.

Чтобы стать профессионалом, надо правильно выбрать профессию. Какой выбор можно считать правильным? Выбор, сделанный с учетом своих возможностей – интеллектуальных, физических, психологических. Однако этого недостаточно. Ваши возможности могут полностью соответствовать требованиям профессии. Но если эта профессия не пользуется спросом на рынке труда, то ваши замечательные способности окажутся невостребованными. Выбор профессии – ваше личное дело. Вы принимаете решение и несете за него ответственность

Как правильно выбрать профессию?

При выборе следует принимать во внимание ряд факторов, а именно:

  • Позицию старших членов семьи, помогающих ознакомиться с различными видами деятельности и сделать правильный выбор.

  • Позицией товарищей, так как специальность должна не только соответствовать собственным интересам, но и совпадать с интересами близких друзей.

  • Позицией учителей, которые помогают распознать скрытые способности и таланты.

  • Личными профессиональными планами, позволяющими построить этапы освоения профессиональных знаний.

  • Наличие способностей, которые помогут построить карьеру в выбранном виде деятельности.

  • Информированностью, позволяющей собрать достоверные сведения о профессии.

  • Выбранная специальность действительно мне интересна или же это дань моде?

Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные критерии будущей профессии. Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние причины выбора профессии:

  1. Мнение окружающих о профессии и её престижности (друзья, родители, успешные знакомые и т.д.) – часто специальность выбирается под впечатлением от её престижности в глазах окружающих, что обычно приводит к ситуации неудовлетворения от работы и необходимости переучиваться. К тому же существует риск, что модный сегодня род занятий завтра значительно снизит свою популярность, а то и перестанет существовать вовсе.

  2. Желание родителей – очень распространены случаи, когда профессия выбирается под давлением со стороны родителей, желающих устроить своего ребёнка на наиболее выгодную, с их точки зрения, специальность. С одной стороны ими двигают исключительно благие побуждения, с другой же практически всегда стремления, желания и способности непосредственно ребёнка уходят на второй план и не учитываются.

  3. Уровень заработной платы – немаловажная причина, которую, несомненно, стоит учитывать вместе с остальными. Одной из самых распространённых ошибок при выборе является упор исключительно на предполагаемую зарплату без учёта желаний и талантов.

  4. Доступность обучения – согласитесь, получать образование намного легче и комфортнее в своём родном городе, а необходимость переезда и жизни в общежитии может отпугнуть многих людей.

Внутренние причины выбора профессии:

  1. Интерес – наряду со способностями одна из важнейших причин к выбору той или иной профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания и тому подобных.

  2. Физические возможности – если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.

  3. Наличие склонностей, талантов, способностей – уже в детских садах и школах становятся видны склонности к разным видам деятельности. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями.

  4. Возможность самореализации - естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

  1. Выбор профессии «за компанию».

  2. Подчинение давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.

3.Увлечение только внешней стороной профессии.

4. Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.

5. Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.

6. Отождествление учебного предмета с профессией.

7. Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.

8. Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.

9. Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.

10. Недостаточное знание профессии.

При выборе профессии нужно:

  1. Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;

  2. Определиться в своих интересах;

  3. Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;

  4. Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;

  5. Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.

  6. Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья);

  7. Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе;

  8. Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.

Какой выбор профессии можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость ( ХОЧУ)

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда ( НАДО).

Рекомендации старшеклассникам

по выбору будущей профессии

Если ты уже старшеклассник, перед тобой встает серьезная проблема – выбор профессии. Большинство старшеклассников оказываются в весьма сложной ситуации. Нравится сразу несколько предметов, часто взаимоисключающих с точки зрения выбора профессии, скажем, математика и история одновременно.

Необходимо еще принять во внимание и востребованность будущей профессии, и зарплату, и круг людей, с которыми придется работать, и множество других важных вещей.

Не стоит слепо принимать на веру советы всех, ведь речь идет о твоем будущем, которое в значительной степени зависит от тебя

Перед тобой краткие советы и рекомендации, которые могут помочь тебе сделать этот трудный жизненный выбор.

Несколько простых правил:

1). Сначала выбирай сферу деятельности. Если нет четкого понимания твоей будущей профессии к концу школьного обучения, выбирай общее направление работы, сферу, в которой ты хотел бы в будущем работать. Например, «хочу заниматься научной деятельностью, лучше всего биологией». Значит, тебе нужен серьезный университет (выбор хорошего ВУЗа не менее важное дело, чем выбор профессии), в котором есть биологическое направление. Такой подход значительно сужает зону поиска и делает задачу реально выполнимой.

2). Принимай решение самостоятельно. Сегодня помощь в выборе профессии ты можешь получить самыми разными способами: книги (для этих целей выпущена энциклопедия для старшеклассников), специалисты-консультанты по профориентации, люди, уже успешно работающие, которые готовы дать тебе советы, ВУЗы, которые устраивают «Дни открытых дверей» и подробно рассказывают о том, чему там будут учить, и куда можно устроиться после их окончания. Прислушивайся ко всем, но решение принимай только сам. Только ты знаешь, что для тебя важно и интересно, чем тебе не надоедает заниматься, а от чего ты устаешь.

3). В выборе будущей профессии опирайся на свои интересы, на свою любовь к конкретной деятельности. Прежде, чем принимать решение, подумай - что тебе интересно делать, что у тебя хорошо получается. От каких занятий ты получаешь удовольствие? Ты, наверняка, заметил, что изучать неинтересные для тебя предметы гораздо труднее, чем те, что тебя увлекают. А работать на неинтересной, скучной (пусть даже престижной, стабильной и высокооплачиваемой) работе сложнее в тысячу раз. Так что первым делом - твои собственные интересы и предпочтения. Все другие причины, по которым ты принимаешь решение, уже второстепенные. Зарплата, степень востребованности твоей будущей профессии в обществе важны, но опыт показывает, что жизнь быстро меняется, и та специальность, что вчера была престижной и высокооплачиваемой, завтра окажется не особенно нужной. Перепроизводство специалистов – тоже реальная вещь. Так что выбирай себе профессию, ориентируясь, прежде всего, на свой интерес. Разберись в своих интересах Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать что именно ты любишь делать. Подойдет любая анкета, направленная на их выявление (они есть в Интернете). Определи, какие профессии соответствуют твоим интересам, зайди на сайт proforientator.ru .

4). Серьезно занимайся проблемой выбора профессии. Интуиции следует доверять. Но все-таки этого мало. Спроси себя, что вообще ты знаешь о мире профессий? Их несколько тысяч. Основная твоя цель на данном этапе - сбор информации. Читай книги, обратись к специалистам по профориентации, поговори с школьным психологом - у него найдется несколько тестов, чтобы определить твои профессиональные склонности, то, чем ты обладаешь, чтобы быть успешным в какой-либо профессии. Не стесняйся задавать вопросы тем, кто связан со сферой твоих интересов. Важно посмотреть, как все это работает на практике. Если у тебя есть знакомые, которые занимаются тем, что, как тебе кажется, может стать твоей профессией, попроси разрешения прийти к ним на работу (в большинстве случаев это вполне реально), посмотреть, в каких условиях они работают, что делают, что от них требуется. Старую пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» никто не отменял. Но не забывай, что самое главное – нравится тебе будущее твое дело или нет.

5). Обратись к специалисту по профориентации. Заранее приготовь вопросы, которые ты хотел бы задать. Специалисты по профориентации дадут тебе информацию о конкретных профессиях, о возможных местах и условиях работы, о спросе на специалистов, о программах подготовки и т.д. Не забудь спросить о возможных негативных сторонах профессий, которые показались тебе интересными. Внимательно слушай все, что тебе скажут, но помни правило, которое мы обозначили самым первым в рекомендациях – решение ты должен принимать только сам. Да, не забудь поговорить с родителями, их не меньше тебя волнует этот вопрос. На этом этапе уже, может быть, у тебя появится более конкретное решение по поводу будущей профессии. Ты определишь не только область профессиональных интересов, но и конкретную профессию

6). Куда пойти учиться? Ты уже выбрал свою будущую профессию? Теперь самое время узнать, где и как ты будешь учиться. Посмотри в Интернете, какие ВУЗы готовят по твоей будущей специальности, когда в них проходят «Дни открытых дверей». И снова готовь вопросы. У активного человека меньше вероятность сделать ошибку выбора. Выберите приемлемые для Вас варианты дополнительной подготовки:

- профильные классы;

- классы с углубленным изучением отдельных предметов;

- специализированные школы;

- занятия с репетитором;

- подготовительные курсы;

- самостоятельная подготовка.

Итак, правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне.

Рекомендации родителям старшеклассников, выбирающих

будущую профессию

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям, чтобы они получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у родителей есть определённые представления о характере и склонностях своих детей, а также стремление поделиться с детьми своим жизненным опытом и представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто-то из родителей считает, что выбор профессии целиком зависит от самого подростка, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто же несёт ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?

Для родителей важно отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший ребенок подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает.И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя, учёба его тяготит, он воспринимает её как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к обучению предметов, необходимых для поступления в ВУЗ. Задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

Несколько шагов к решению этой проблемы под девизом «НЕ ВМЕСТО, А ВМЕСТЕ!»

1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9 классе. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru)

Советы учащимся и родителям по профориентации

Что нужно знать при выборе учебного заведения?

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях. Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

• Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

• По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

• Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

• Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)?

Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

• Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

• Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

• Какова продолжительность обучения?

• Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

• Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

• Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

• Адрес учебного заведения и его полное название.

Литература:

  1. Анисимова Н. П., Кузнецова И. В., Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи, Ярославль, ПО, 2000.

  2. Выбор профессии. Энциклопедия для детей. / Под ред. Е. Ананьева. Отв. Ред. В. Белоусова. М., 2003, 2008. Колесникова О.А., Полосина Т.И. , Донецкий А.М. Выбери профессию. Жуковский, 2002.

  3. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб., 2007.

  4. Большая детская энциклопедия. Выбор профессии. Компьютерная программа. CD-ROM, 2010 г. Издатель: ИДДК; разработчик: ООО «Издательство».

  5. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/Под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2008. – 366 с.

  6. Профориентация старшеклассников / сост. Т.В. Черникова. – Волгоград: изд. Учитель, 2006г. – 120с.

  7. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии, М.:, Генезис, 2005 г. – 208с.

  8. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – Москва.: Генезис, 2005г. – 140с.

  9. Резапкина Г.В. Я и моя профессия // «Школьный психолог», 1999 г. – №14. «Теория и практика профориентации и профконсультирования» / под ред. В.В.Спасенникова. – Калуга, 1996г. – 406с.

  10. Йовайши Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 128 с.

  11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2007. - 302 с.

  12. Бедарева Т.Т, Грецов А. Г. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. СПб: Питер, 2008

  13. Бендюков М. А., Соломин И. Л. « Ступени карьеры. Азбука профориентации - СПб.: Речь, 2006.

  14. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб, питер., 2007 -224.

********************************************************************

+ Человек и профессия (к разделу «Азбука профессий» Кудрявцевой Е.В.)

Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.

Профессии порождены разделением труда, которое началось в эпоху возникновения первых цивилизаций (4-6 тыс. лет назад).

В настоящее время число профессий достигло нескольких тысяч, причем эти изменения носят динамический характер: одни профессии исчезают, другие — возникают. Например, в конце ХХ века исчезли профессии наборщика типографии и стенографистки, зато возникли профессии логиста и веб-дизайнера. Если постараться дать короткое описание понятия «профессия», то можно прийти к следующему определению: профессия — род трудовой деятельности, являющийся источником существования человека и требующий определенной квалификации . Человек, обладающей профессией, как правило, должен владеть определенными знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате обучения, специальной подготовки или опыта работы. Диапазон освоения человеком профессии может быть очень широким: так для освоения профессии землекопа достаточно нескольких часов, а приобретение профессии врача требует нескольких лет теоретической и практической подготовки. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода, поэтому принято отличать ее от занятия.

Занятие — это тоже деятельность, связанная с получением дохода, но обычно не главная. Кроме того, человек может заниматься какой-либо деятельностью, даже не имея соответствующей профессиональной подготовки (инженер, которого уволили по сокращению штатов, может заниматься временной работой в качестве подсобного рабочего на стройке). Многие широко распространенные профессии подразделяются на более узкие специальности.

Специальность - комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.

Как и профессия, специальность приобретается в процессе специальной подготовки и последующего опыта работы. Например, профессия «инженер» делится на такие специальности, как инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик. В профессии врача выделяют специальности: врач-окулист, врач-хирург, врач-терапевт, врач-инфекционист и пр.

Квалификация степень общей и специальной профессиональной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определенных работ. Показателем квалификации работника, помимо разряда, может быть также категория или диплом, наличие звания и учёной степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). Определение квалификации играет важную роль при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников.

Карьера – продвижение в какой – либо сфере деятельности, социальная роль, общественная миссия, которую человек выполняет.

Профессия и время

Профессии рождались и развивались на разных этапах цивилизации. По-разному выглядело и само понятие «профессия», профессиональная жизнь и отношение человека к проблеме ориентирования в океане профессий

Доиндустриальный этап

Мировоззрение человека и его трудовая деятельность зависели от сословной принадлежности и семейных традиций. Человек не утруждал себя выбором профессии, он размышлял о том, как спастись от голода и болезней.

Индустриальный этап

Происходит массовая миграция людей в города. Изобретен ртутный термометр, проведены опыты с электричеством, произошел подъем в воздух на первом летательном аппарате. Однако, накормив человека и частично защитив его от природных напастей, индустриальная эпоха подчинила его служению техническому прогрессу.

Человек стал средством совершенствования технологии производства.

Постиндустриальный период

Самым важным и массовым товаром является информация. Устанавливается деление всех стран на категории:

I категории производят научное знание, наукоемкие технологии.

II категории обеспечивают материальное производство.

III категории поставляют сельскохозяйственную продукцию и сырье для промышленного производства.

Типы профессий по предмету труда

Наибольшее распространение получила классификация профессий, предложенная академиком Е.А. Климовым по предмету труда:

Типы профессий

Характеристика профессий по предметам труда

«Человек-природа»

Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры.

Предметы труда для представителей большинства профессий типа «человек природа»:
• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.

«Человек-техника»

Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия для успеха в данной области. От работника требуется точность, определенность действий.

Предметы труда для представителей профессий типа «человек техника»:
• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии

«Человек-знаковая система»

Мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры, схемы, программы, знаки, языки, чертежи, таблицы формулы и другая информация. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.

Предметы труда для представителей профессий типа «человек - знаковая система» - цифры, знаки, символы, системы.

«Человек-человек»

Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей), терпение, эмпатия и рефлексия.

Предмет труда для представителей профессий типа «человек человек» - другие люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
- воспитание, обучение, медицинское обслуживание, бытовое обслуживание, защита общества и государства.

«Человек-художественный образ»

Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека — наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.

Предметы труда для представитей профессий типа «человек-художественный образ»:
- художественный образ, способы его построения -
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, дизайнер, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф, режиссер);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• воплощение художественного образа на сцене – артист, эстрадный исполнитель, шоумен.

Психологическая классификация профессий по типам личности - тест Дж.Голланда. часто применяется и при приеме на работу с целью определения профессионального типа личности и на основании полученной информации делают соответствующие выводы. Голланд выделяет следующиепрофессиональные типы личности:

 

Профессиональные типы личности

Характеристики профессиональных типов личности

1

Артистический

- стремится к самовыражению, ярко проявляет эмоции и чувства, во всем видит красочность, эстетику, воодушевленность и глубину. Этим людям свойственно нетрадиционное мышление, некая экстравагантность, не-социальность и независимость. Подходят творческие профессии: музыкальная сфера, кино и режиссура, литературная деятельность, художественная сфера, театр, хореография, архитектура и дизайн.

2

Исследовательский

- характеризирует таких личностей, как рациональных, независимых и довольно оригинальных. Такие люди стремятся к исследованиям, открытиям, новшествам, их привлекают теории, задачи, в некотором роде абстрактное мышление и решение поставленных целей. Такому типу соответствуют научные профессии, математическая сфера, физика и астрономия, и т.п.

3

Социальный

- гуманные, толерантные, очень дружелюбные личности, любят тесное общение с людьми, волонтерскую деятельность, помощь другим. Такой профориентации соответствует медицинская, педагогическая и социальная деятельность.

4

Офисный

- такой тип отлично справится со структурированной деятельностью. Им характерно: практичность, исполнительность, в некой степени консерватизм, настойчивость и серьезное отношение к деталям. Специальность данного типа: бухгалтер, экономист, программист, маркетолог.

5

Предприниматель-ский

- эти люди являются избирательными, энергичными, доминантными и довольно импульсивными. Таким личностям не очень по душе ручной труд, но приключения, интеллектуальные задание, руководящие роли и реализация стратегических планов – это их среда. Соответствую профессии: администратор, директор, предприниматель, бизнес-аналитик, рекламист и т.п.

6

Реалистический

- эмоционально стабильны, ориентируются на настоящее время, занимаются конкретными задачами, способны выполнять четкую и детальную работу. Такому типажу соответствуют профессии механика, моряка, инженера, электрика, шафера, плиточника и любые другие виды деятельности, связанные с детальной и скрупулёзной работой, требующие моторности и ловкости.

 

Мои возможности по выбору будущей профессии . Психологическое тестирование.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ - как их определить?

Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.

Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы различают по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, информатике, спорту, животным, цветам, моделированию одежды и т.д.), по глубине, по длительности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой и насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.

Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать». Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино.

Своевременное выявление и развитие профессиональных интересов во многом определяет их будущую профессиональную успешность. Методики, представленные в этом разделе, дают возможность подросткам узнать свои профессиональные интересы и склонности. Обработка результатов проводится самими учащимися (7, 8, 9).

Выбор, сделанный с учетом своих возможностей – интеллектуальных, физических, психологических с помощью психологических тестов помогут вам выбрать будущую профессию с учетом ваших личных особенностей.

Предлагаем несколько тестов, которые легко пройти самостоятельно и сразу увидеть определенный результат. Более углубленные тесты делает психолог. Существует много тестов в интернете по разным личностным показателям. В связи с задачами профориентации мы рекомендуем проходить тестирование на сайте proforientator.ru и https://externat.foxford.ru/polezno-znat/career-guidance «Кем быть?» (учшие онлайн тесты по профориентации для школьников 6-11 класс ).

1). Методика «Профиль» (Г.В. Резапкина)

Профильное обучение предполагает углубленное изучение отдельных предметов с учетом выбора профиля обучения. Методика состоит из пятидесяти вопросов, относящихся к десяти направлениям профессиональной деятельности, соответствующим направлениям профильного обучения: физика и математика, химия и биология, робототехника и электроника, информационные технологии, геогра­фия и геология, литература и искусство, история и политика, социальная работа и педагогика, экономика и предпринимательство, спорт и военное дело.

Инструкция

Эта методика поможет вам понять, какой профиль обучения вам подходит. Если вам нравится делать то, о чем говорится в утверждении, то в бланке рядом с номером этого утверждения, поставьте плюс, если не нравится – поставьте минус. Если сомневаетесь, поставьте знак вопроса.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

Мне нравится…

1) узнавать об открытиях в области физики и математики

2) узнавать что-то новое о растениях и животных

3) узнавать о новых моделях телефонов, компьютеров, электроприборов

4) узнавать о новых компьютерных играх и программах

5) узнавать что-то новое о жизни людей в разных странах

6) узнавать о событиях в мире кино, литературы, музыки, театра

7) узнавать о политических событиях в своей стране и за рубежом

8) узнавать о достижениях в области образования и (или) психологии

9) узнавать о состоянии экономики в нашей стране и за рубежом

10) узнавать о достижениях отечественных и зарубежных спортсменов

11) заниматься математическими расчетами

12) ухаживать за животными и/или растениями

13) устранять мелкие неисправности в технике

14) создавать сайты и заниматься их продвижением

15) ходить в походы, бывать в неизвестных местах

16) посещать выставки, концерты, спектакли

17) участвовать в общественной жизни школы, города

18) объяснять одноклассникам учебный материал

19) участвовать в планировании семейного бюджета

20) соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни, воспитывать силу воли

21) проводить физические опыты

22) проводить химические опыты

23) разбираться в устройстве и принципах работы электрических приборов

24) изучать основы программирования

25) коллекционировать камни, минералы

26) вести блог, сочинять стихи и рассказы

27) читать биографии известных политических деятелей

28) играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам

29) следить за курсом валют и событиями на финансовом рынке

30) участвовать в военно-спортивных играх

31) углубленно заниматься физикой и математикой

32) наблюдать за природой

33) заниматься робототехникой

34) создавать и модерировать интернет-сообщества

35) участвовать в географических, геологических экспедициях

36) делиться впечатлениями о книгах, фильмах и спектаклях

37) анализировать политические события

38) участвовать в волонтерской деятельности

39) придумывать разные способы зарабатывания денег

40) регулярно заниматься спортом

41) участвовать в физико-математических конкурсах и олимпиадах

42) участвовать в конкурсах и олимпиадах по химии и биологии

43) создавать и совершенствовать модели электроприборов

44) создавать несложные компьютерные программы

45) «читать» географические и (или) геологические карты

46) заниматься в литературной, музыкальной, театральной или художественной студиях

47) изучать отечественную и зарубежную историю

48) анализировать поведение человека

49) анализировать события в сфере экономики

50) изучать биографии выдающихся полководцев

Обработка результатов

Десять колонок — это десять видов профессиональной деятельности, которые соотносятся с направлениями профильного обучения:

1 – физика и математика (№ 1, 11, 21, 31, 41).

2 – химия и биология (№ 2, 12, 22, 32, 42).

3 – робототехника и электротехника (№ 3, 13, 23, 33, 43).

4 – информационные технологии (№ 4, 14, 24, 34, 44).

5 – география и геология (№ 5, 15, 25, 35, 45).

6 –искусство (№ 6, 16, 26, 36, 46).

7 – история и политика (№ 7, 17, 27, 37, 47).

8 – социальная работа и педагогика (№ 8, 18, 28, 38, 48).

9 – экономика и предпринимательство (№ 9, 19, 29, 39, 49).

10 – спорт и военное дело (№ 10, 20, 30, 40, 50).

Ответ «+» – 2 балла; «?» – один балл, «–» – 0 баллов.

8-10 баллов – выраженный интерес к данному профилю обучения.

4-7 баллов – умеренный интерес к данному профилю обучения.

0-3 баллов – отсутствие интереса к данному профилю обучения.

2). Методика «Опросник профессиональных склонностей» (Г.В. Резапкина)

Методика представляет собой 24 фразы, которые надо завершить, выбрав один из трех вариантов. Методика выявляет склонность к шести направлениям профессиональной деятельности: к работе с информацией и людьми, исследовательской, практической, творческой, экстремальной деятельности. Работа с методикой развивает представления подростков о видах профессиональной деятельности и своих профессиональных склонностях.

Инструкция . При выборе профессии важно учитывать свои склонности к каким-либо занятиям. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов окончания фразы – «а», «б» или «в» – и отметьте его в бланке ответов.

 

I

II

III

IV

V

VI

1

А

   

Б

 

В

2

 

А

 

Б

В

 

3

А

Б

 

В

   

4

   

А

 

Б

В

5

А

Б

В

     

6

А

Б

     

В

7

 

А

Б

В

   

8

А

     

Б

В

9

 

А

 

Б

В

 

10

     

А

Б

В

11

А

Б

В

     

12

   

А

Б

В

 

13

А

     

Б

В

14

 

А

 

Б

В

 

15

А

 

Б

 

В

 

16

А

 

Б

   

В

17

     

А

Б

В

18

А

Б

В

     

19

   

А

 

Б

В

20

А

 

Б

   

В

21

 

А

Б

В

   

22

 

А

Б

В

   

23

 

А

 

Б

 

В

24

А

     

Б

В

           

1. В своей профессиональной деятельности мне бы хотелось

а) общаться с самыми разными людьми

б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т. д.

в) заниматься расчётами, вести документацию

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает

а) возможность следить за мыслью автора

б) художественная форма, мастерство писателя или режиссёра

в) сюжет, действия героев

3. Меня больше обрадовала бы Нобелевская премия

а) в области укрепления мира (Нобелевская премия мира)

б) в области науки

в) в области искусства

4. Если бы мне предложили выбрать одну профессию из трех, я бы выбрал работу

а) механика

б) спасателя

в) программиста

5. Будущее людей определяет

а) способность людей понимать друг друга

б) научные открытия

в) развитие производства

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь

а) созданием дружного, сплочённого коллектива

б) организацией разработки новых технологий

в) сбором и анализом информации о работе предприятия

7. На технической выставке меня больше привлечёт

а) устройство экспонатов

б) практическое применение экспонатов

в) внешний вид экспонатов (цвет, форма)

8. В людях я ценю прежде всего

а) дружелюбие

б) смелость

в) эрудицию

9. В свободное время мне хотелось бы

а) ставить различные опыты, проводить эксперименты

б) писать стихи, сочинять музыку, рисовать

в) заниматься спортом

10. Во взрослом возрасте в заграничных поездках меня скорее заинтересует

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны

б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсёрфинг, горные лыжи)

в) деловое общение

11. Мне интереснее беседовать

а) об отношениях между людьми

б) о новой гипотезе

в) о технических характеристиках новой модели автомобиля, компьютера

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал

а) технический

б) музыкальный

в) военно-спортивный

13. В школе следует обратить особое внимание

а) на улучшение взаимопонимания между учителями и учениками

б) на улучшение физической формы учащихся

в) на совершенствование образовательных программ

14. Я с большим удовольствием смотрю

а) научно-популярные фильмы

б) программы о культуре и искусстве

в) спортивные программы

15. Мне хотелось бы работать

а) с людьми

б) с техническими устройствами

в) с природными объектами

16. Школа в первую очередь должна учить

а) общению с другими людьми

б) практическим навыкам

в) навыкам работы с информацией

17. Главное в жизни

а) иметь возможность заниматься творчеством

б) защищать свою страну

в) уметь прогнозировать последствия своих поступков

18. Государство должно в первую очередь заботиться

а) о защите интересов и прав граждан

б) о достижениях в области науки и техники

в) о материальном благополучии граждан

19. Мне больше всего нравятся уроки

а) технологии

б) основы безопасности жизнедеятельности

в) информатики

20. Мне интереснее было бы

а) заниматься реализацией готовой продукции

б) создавать новые вещи

в) планировать рекламную кампанию

21. Я предпочитаю читать статьи

а) о выдающихся учёных и о научных открытиях

б) об интересных изобретениях в области техники

в) о жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов

22. В свободное время я люблю

а) читать, думать, рассуждать

б) мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями

в) ходить на выставки, концерты, в музеи

23. Меня привлекает работа

а) учёного или изобретателя

б) художника или музыканта

в) журналиста или переводчика

24. Я предпочту работать

а) в помещении, где много людей

б) в экстремальных условиях

в) в обычном кабинете

Обработка результатов

Подсчитывается число отмеченных вариантов в каждом столбце и записывается в пустой нижней клетке.

10—12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность.

7—9 баллов — склонность к определенному виду деятельности.

4—6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.

0—3 балла— профессиональная склонность не выражена.

В отчете указываются три типа, набравшие максимальное число баллов.

Шесть столбцов под римскими цифрами — это шесть видов деятельности, которым соответствуют определенные группы профессий. Ниже приведены описания шести видов деятельности, связанные с соответствующими профессиональными склонностями:

I — работа с людьми

Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, информационным). Требования к профессионалу: интерес и терпимость к людям, тактичность, развитый социальный интеллект.

II — исследовательская деятельность

Профессии, связанные с разработкой новых идей и технологий в любой отрасли. Требования к профессионалу: хорошая теоретическая подготовка, интуиция, развитый интеллект, самостоятельность и гибкость мышления.

III — практическая деятельность

Производство и обработка материалов; монтаж, ремонт и обслуживание механизмов и конструкций; управление техникой; изготовление различных изделий. Требования к профессионалу: теоретические знания, практические навыки, сила, выносливость.

IV — творческая деятельность

Творческие профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актёрско-сценической деятельностью. Требования к профессионалу: наличие специальных способностей (музыкальных, литературных, актёрских и др).

V — экстремальные виды деятельности

Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедициями, охранной, спасательной и оперативной деятельностью, службой в армии. Требования к профессионалу: хорошая физическая подготовка, смелость, самоотверженность.

VI — работа с информацией

Профессии, связанные с расчётами, сбором, обработкой, анализом и преобразованием информации любого рода. Требования к профессионалу: аккуратность, внимательность, исполнительность, ответственность.

3). «Одно из двух» (методика Дж. Холланда в модификации Г.В. Резапкиной)

В методике объединены две типологии, которые дополняют друг друга – Дж. Холланда и Е. А. Климова. По Климову, каждый человек согласно своим личностным качествам выбирает определенный тип профессии. В зависимости от предмета труда выделяют следующие группы: «человек», «техника» «природа», «знак», «художественный образ».

По Холланду, профессиональный успех зависит от соответствия профессионального типа человека (реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический) выбранной профессиональной среде.

В методике сравниваются пары профессий, относящихся к разным типам по Холланду, но к одному предмету труда по Климову. В упрощенном варианте методики можно предложить учащимся проранжировать шесть утверждений, характеризующих шесть профессиональных типов (реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический). Утверждения можно вывести на экран проектора. Три типа, набравшие большее число баллов, образуют формулу профессионального типа.

1. Мне нравится работа, требующая практических навыков, силы, выносливости и хорошей координации движений, приносящая быстрые и видимые результаты. В работе я предпочитаю четкие и конкретные указания. Я критически отношусь к новым идеям.

2. Мне нравится решать сложные задачи, выдвигать и проверять новые гипотезы, не считаясь со временем. Мир идей для меня не менее важен, чем общение с людьми. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

3. Мне нравится работать с людьми. Я могу понять эмоциональное состояние другого человека. Мне интересна работа, предполагающая интенсивное взаимодействие с людьми: учить, воспитывать, лечить, обслуживать, консультировать.

4. Мне нравится работать с документами, обрабатывать информацию, делать расчеты. Я предпочитаю четкий круг обязанностей, работу, требующую точности, аккуратности, внимательности, не связанную с широким кругом общения.

5. Мне нравится работа, требующая энергии, организаторских способностей, предполагающая руководство и влияние на людей. Я быстро ориентируюсь в обстановке, предпочитаю самостоятельно принимать решения. Мне хотелось бы создать свое дело.

6. Мне нравится работа, связанная с творчеством, требующая специальных способностей (художественных, литературных, музыкальных). Я ценю в себе интуицию и воображение. Я предпочитаю свободный график работы, где нет жесткой регламентации.

Второй вариант диагностики занимает больше времени и предполагает понимание учащимися содержания упоминающихся в методике профессий. Возможно использование обоих вариантов.

Инструкция. Прочитайте список профессий, сравнивая их попарно. После каждой профессии стоит буква. Это код профессии. В бланке ответов рядом с кодом наиболее привлекательной из двух профессий поставьте «+». Например, если в паре «Автомеханик (Р)» — «Физиотерапевт (С)» для вас интереснее профессия автомеханика, поставьте «+» в бланке ответов на строке «Р»; если интереснее профессия физиотерапевта, поставьте «+» в строке «С».

Р

                   

И

                   

С

                   

О

                   

П

                   

А

                   

 

Техника

Автомеханик (Р)

Физиотерапевт (С)

Специалист по защите информации (И)

Логистик (П)

Оператор связи (О)

Кинооператор (А)

Водитель (Р)

Кассир (С)

Инженер-конструктор (И)

Менеджер по автопродажам (П)

Авиадиспетчер (О)

Дизайнер сайтов и компьютерных программ (А)

Природа

Ветеринар (Р)

Эколог (С)

Биолог-исследователь (И)

Фермер (П)

Лаборант (О)

Дрессировщик (А)

Агроном (Р)

Санитарный врач (С)

Селекционер (И)

Заготовитель сельхозпродуктов (П)

Санитарный инспектор (О)

Ландшафтный дизайнер (А)

Человек

Массажист (Р)

Воспитатель (С)

Преподаватель (И)

Предприниматель (П)

Администратор (О)

Режиссер театра и кино (А)

Официант (Р)

Врач (С)

Социолог (И)

Торговый агент (П)

Страховой агент (О)

Хореограф (А)

Искусство

Ювелир-гравер (Р)

Журналист (С)

Искусствовед (И)

Продюсер (П)

Редактор (О)

Музыкант (А)

Дизайнер интерьера (Р)

Экскурсовод (С)

Композитор (И)

Арт-директор (П)

Музейный работник (О)

Актер театра и кино (А)

Знак

Верстальщик (Р)

Гид-переводчик (С)

Лингвист (И)

Антикризисный управляющий (П)

Корректор (О)

Художественный редактор (А)

Наборщик текстов (Р)

Юрисконсульт (С)

Программист (И)

Брокер (П)

Бухгалтер (О)

Литературный переводчик (А)

Обработка результатов

Подсчитывается количество плюсов в каждой строке. 8–10 – ярко выраженный тип; 5–7 – средне выраженный тип; 2–4 – слабо выраженный тип. Максимальное количество плюсов указывает на отношение к одному из шести типов.

Реалистический тип (Р). Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений. Их руками создан окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа настойчивы и уверенны в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип – социальный.

Интеллектуальный тип (И). Людей этого типа отличают независимость, оригинальность мышления, аналитические способности, умение формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, выдвигать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу и условия, дающие свободу для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.

Социальный тип (С). Люди этого типа предпочитают работу, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Они гуманны, чувствительны, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерны развитая речь, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.

Офисный тип (О). Люди этого типа склонны к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками), они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко определенную деятельность. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.

Предпринимательский тип (П). Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, самостоятельно принимают решения, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.

Артистический тип (А). Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают обостренным восприятием, избегают жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный.

© {2020} GBOU Gymnasium 441 SPb. All Rights Reserved.

Please publish modules in offcanvas position.