Лучшие онлайн тесты
Мы погуглили и нашли пять онлайн-тестов по профориентированию, которые помогут разобраться с выбором профессии. Если вы давно хотите пройти тест на профориентацию для подростков – эта статья для вас.
посетитьСоветы психолога.
Что нужно знать при выборе учебного заведения?
Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях. Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:
• Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
• По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
• Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
• Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)?
Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
• Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
• Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
• Какова продолжительность обучения?
• Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
• Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
• Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
• Адрес учебного заведения и его полное название.
Рекомендации старшеклассникам по выбору будущей профессии
Если ты уже старшеклассник, перед тобой встает серьезная проблема – выбор профессии. Большинство старшеклассников оказываются в весьма сложной ситуации. Нравится сразу несколько предметов, часто взаимоисключающих с точки зрения выбора профессии, скажем, математика и история одновременно.
Необходимо еще принять во внимание и востребованность будущей профессии, и зарплату, и круг людей, с которыми придется работать, и множество других важных вещей.
Не стоит слепо принимать на веру советы всех, ведь речь идет о твоем будущем, которое в значительной степени зависит от тебя
Перед тобой краткие советы и рекомендации, которые могут помочь тебе сделать этот трудный жизненный выбор.
Несколько простых правил:
1). Сначала выбирай сферу деятельности. Если нет четкого понимания твоей будущей профессии к концу школьного обучения, выбирай общее направление работы, сферу, в которой ты хотел бы в будущем работать. Например, «хочу заниматься научной деятельностью, лучше всего биологией». Значит, тебе нужен серьезный университет (выбор хорошего ВУЗа не менее важное дело, чем выбор профессии), в котором есть биологическое направление. Такой подход значительно сужает зону поиска и делает задачу реально выполнимой.
2). Принимай решение самостоятельно. Сегодня помощь в выборе профессии ты можешь получить самыми разными способами: книги (для этих целей выпущена энциклопедия для старшеклассников), специалисты-консультанты по профориентации, люди, уже успешно работающие, которые готовы дать тебе советы, ВУЗы, которые устраивают «Дни открытых дверей» и подробно рассказывают о том, чему там будут учить, и куда можно устроиться после их окончания. Прислушивайся ко всем, но решение принимай только сам. Только ты знаешь, что для тебя важно и интересно, чем тебе не надоедает заниматься, а от чего ты устаешь.
3). В выборе будущей профессии опирайся на свои интересы, на свою любовь к конкретной деятельности. Прежде, чем принимать решение, подумай - что тебе интересно делать, что у тебя хорошо получается. От каких занятий ты получаешь удовольствие? Ты, наверняка, заметил, что изучать неинтересные для тебя предметы гораздо труднее, чем те, что тебя увлекают. А работать на неинтересной, скучной (пусть даже престижной, стабильной и высокооплачиваемой) работе сложнее в тысячу раз. Так что первым делом - твои собственные интересы и предпочтения. Все другие причины, по которым ты принимаешь решение, уже второстепенные. Зарплата, степень востребованности твоей будущей профессии в обществе важны, но опыт показывает, что жизнь быстро меняется, и та специальность, что вчера была престижной и высокооплачиваемой, завтра окажется не особенно нужной. Перепроизводство специалистов – тоже реальная вещь. Так что выбирай себе профессию, ориентируясь, прежде всего, на свой интерес. Разберись в своих интересах Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать что именно ты любишь делать. Подойдет любая анкета, направленная на их выявление (они есть в Интернете). Определи, какие профессии соответствуют твоим интересам, зайди на сайт proforientator.ru .
4). Серьезно занимайся проблемой выбора профессии. Интуиции следует доверять. Но все-таки этого мало. Спроси себя, что вообще ты знаешь о мире профессий? Их несколько тысяч. Основная твоя цель на данном этапе - сбор информации. Читай книги, обратись к специалистам по профориентации, поговори с школьным психологом - у него найдется несколько тестов, чтобы определить твои профессиональные склонности, то, чем ты обладаешь, чтобы быть успешным в какой-либо профессии. Не стесняйся задавать вопросы тем, кто связан со сферой твоих интересов. Важно посмотреть, как все это работает на практике. Если у тебя есть знакомые, которые занимаются тем, что, как тебе кажется, может стать твоей профессией, попроси разрешения прийти к ним на работу (в большинстве случаев это вполне реально), посмотреть, в каких условиях они работают, что делают, что от них требуется. Старую пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» никто не отменял. Но не забывай, что самое главное – нравится тебе будущее твое дело или нет.
5). Обратись к специалисту по профориентации. Заранее приготовь вопросы, которые ты хотел бы задать. Специалисты по профориентации дадут тебе информацию о конкретных профессиях, о возможных местах и условиях работы, о спросе на специалистов, о программах подготовки и т.д. Не забудь спросить о возможных негативных сторонах профессий, которые показались тебе интересными. Внимательно слушай все, что тебе скажут, но помни правило, которое мы обозначили самым первым в рекомендациях – решение ты должен принимать только сам. Да, не забудь поговорить с родителями, их не меньше тебя волнует этот вопрос. На этом этапе уже, может быть, у тебя появится более конкретное решение по поводу будущей профессии. Ты определишь не только область профессиональных интересов, но и конкретную профессию
6). Куда пойти учиться? Ты уже выбрал свою будущую профессию? Теперь самое время узнать, где и как ты будешь учиться. Посмотри в Интернете, какие ВУЗы готовят по твоей будущей специальности, когда в них проходят «Дни открытых дверей». И снова готовь вопросы. У активного человека меньше вероятность сделать ошибку выбора. Выберите приемлемые для Вас варианты дополнительной подготовки:
- профильные классы;
- классы с углубленным изучением отдельных предметов;
- специализированные школы;
- занятия с репетитором;
- подготовительные курсы;
- самостоятельная подготовка.
Итак, правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне.
-
Анисимова Н. П., Кузнецова И. В., Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи, Ярославль, ПО, 2000.
-
Выбор профессии. Энциклопедия для детей. / Под ред. Е. Ананьева. Отв. Ред. В. Белоусова. М., 2003, 2008. Колесникова О.А., Полосина Т.И. , Донецкий А.М. Выбери профессию. Жуковский, 2002.
-
Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб., 2007.
-
Большая детская энциклопедия. Выбор профессии. Компьютерная программа. CD-ROM, 2010 г. Издатель: ИДДК; разработчик: ООО «Издательство».
-
Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/Под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2008. – 366 с.
-
Профориентация старшеклассников / сост. Т.В. Черникова. – Волгоград: изд. Учитель, 2006г. – 120с.
-
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии, М.:, Генезис, 2005 г. – 208с.
-
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – Москва.: Генезис, 2005г. – 140с.
-
Резапкина Г.В. Я и моя профессия // «Школьный психолог», 1999 г. – №14. «Теория и практика профориентации и профконсультирования» / под ред. В.В.Спасенникова. – Калуга, 1996г. – 406с.
-
Йовайши Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 128 с.
-
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2007. - 302 с.
-
Бедарева Т.Т, Грецов А. Г. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. СПб: Питер, 2008
-
Бендюков М. А., Соломин И. Л. « Ступени карьеры. Азбука профориентации - СПб.: Речь, 2006.
-
Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб, питер., 2007 -224.
Навигатор. Твой выбор
Для учащихся старших классов выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития. Его решение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.
Осознанный выбор профессии подростком является следствием решения возрастных задач и преодоления перечисленных трудностей с помощью окружающих его взрослых: родителей, учителей, психологов.
Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно. В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя - нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний. Профессия – основа карьеры. Профессией называют вид деятельности, который требует от человека наличия определённых знаний, навыков и подготовки. Правильно выбрав профессию человек живёт полноценной жизнью, занимаясь любимым делом и получая при этом достойный заработок. Наиболее успешен в своей карьере тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник.
Чтобы стать профессионалом, надо правильно выбрать профессию. Какой выбор можно считать правильным? Выбор, сделанный с учетом своих возможностей – интеллектуальных, физических, психологических. Однако этого недостаточно. Ваши возможности могут полностью соответствовать требованиям профессии. Но если эта профессия не пользуется спросом на рынке труда, то ваши замечательные способности окажутся невостребованными. Выбор профессии – ваше личное дело. Вы принимаете решение и несете за него ответственность
Как правильно выбрать профессию?
При выборе следует принимать во внимание ряд факторов, а именно:
- Позицию старших членов семьи, помогающих ознакомиться с различными видами деятельности и сделать правильный выбор.
- Позицией товарищей, так как специальность должна не только соответствовать собственным интересам, но и совпадать с интересами близких друзей.
- Позицией учителей, которые помогают распознать скрытые способности и таланты.
- Личными профессиональными планами, позволяющими построить этапы освоения профессиональных знаний.
- Наличие способностей, которые помогут построить карьеру в выбранном виде деятельности.
- Информированностью, позволяющей собрать достоверные сведения о профессии.
- Выбранная специальность действительно мне интересна или же это дань моде?
Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные критерии будущей профессии. Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние причины выбора профессии:
1. Мнение окружающих о профессии и её престижности (друзья, родители, успешные знакомые и т.д.) – часто специальность выбирается под впечатлением от её престижности в глазах окружающих, что обычно приводит к ситуации неудовлетворения от работы и необходимости переучиваться. К тому же существует риск, что модный сегодня род занятий завтра значительно снизит свою популярность, а то и перестанет существовать вовсе.
2. Желание родителей – очень распространены случаи, когда профессия выбирается под давлением со стороны родителей, желающих устроить своего ребёнка на наиболее выгодную, с их точки зрения, специальность. С одной стороны ими двигают исключительно благие побуждения, с другой же практически всегда стремления, желания и способности непосредственно ребёнка уходят на второй план и не учитываются.
3. Уровень заработной платы – немаловажная причина, которую, несомненно, стоит учитывать вместе с остальными. Одной из самых распространённых ошибок при выборе является упор исключительно на предполагаемую зарплату без учёта желаний и талантов.
4. Доступность обучения – согласитесь, получать образование намного легче и комфортнее в своём родном городе, а необходимость переезда и жизни в общежитии может отпугнуть многих людей.
Внутренние причины выбора профессии:
1. Интерес – наряду со способностями одна из важнейших причин к выбору той или иной профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания и тому подобных.
2. Физические возможности – если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.
3. Наличие склонностей, талантов, способностей – уже в детских садах и школах становятся видны склонности к разным видам деятельности. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями.
4. Возможность самореализации - естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.
При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:
- Выбор профессии «за компанию».
- Подчинение давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
3.Увлечение только внешней стороной профессии.
4. Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
5. Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
6. Отождествление учебного предмета с профессией.
7. Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.
8. Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
9. Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
10. Недостаточное знание профессии.
При выборе профессии нужно:
- Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;
- Определиться в своих интересах;
- Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
- Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
- Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
- Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья);
- Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе;
- Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.
Какой выбор профессии можно считать правильным?
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость ( ХОЧУ)
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств (МОГУ).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда ( НАДО).
Человек и профессия.
Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.
Профессии порождены разделением труда, которое началось в эпоху возникновения первых цивилизаций (4-6 тыс. лет назад).
В настоящее время число профессий достигло нескольких тысяч, причем эти изменения носят динамический характер: одни профессии исчезают, другие — возникают. Например, в конце ХХ века исчезли профессии наборщика типографии и стенографистки, зато возникли профессии логиста и веб-дизайнера. Если постараться дать короткое описание понятия «профессия», то можно прийти к следующему определению: профессия — род трудовой деятельности, являющийся источником существования человека и требующий определенной квалификации . Человек, обладающей профессией, как правило, должен владеть определенными знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате обучения, специальной подготовки или опыта работы. Диапазон освоения человеком профессии может быть очень широким: так для освоения профессии землекопа достаточно нескольких часов, а приобретение профессии врача требует нескольких лет теоретической и практической подготовки. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода, поэтому принято отличать ее от занятия.
Занятие — это тоже деятельность, связанная с получением дохода, но обычно не главная. Кроме того, человек может заниматься какой-либо деятельностью, даже не имея соответствующей профессиональной подготовки (инженер, которого уволили по сокращению штатов, может заниматься временной работой в качестве подсобного рабочего на стройке). Многие широко распространенные профессии подразделяются на более узкие специальности.
Специальность - комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Как и профессия, специальность приобретается в процессе специальной подготовки и последующего опыта работы. Например, профессия «инженер» делится на такие специальности, как инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик. В профессии врача выделяют специальности: врач-окулист, врач-хирург, врач-терапевт, врач-инфекционист и пр.
Квалификация – степень общей и специальной профессиональной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определенных работ. Показателем квалификации работника, помимо разряда, может быть также категория или диплом, наличие звания и учёной степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). Определение квалификации играет важную роль при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников.
Карьера – продвижение в какой – либо сфере деятельности, социальная роль, общественная миссия, которую человек выполняет.
Типы профессий по предмету труда
Наибольшее распространение получила классификация профессий, предложенная академиком Е.А. Климовым по предмету труда:
Типы профессий |
Характеристика профессий по предметам труда |
«Человек-природа» |
Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. Предметы труда для представителей большинства профессий типа «человек природа»: |
«Человек-техника» |
Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия для успеха в данной области. От работника требуется точность, определенность действий. Предметы труда для представителей профессий типа «человек техника»: |
«Человек-знаковая система» |
Мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры, схемы, программы, знаки, языки, чертежи, таблицы формулы и другая информация. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию. Предметы труда для представителей профессий типа «человек - знаковая система» - цифры, знаки, символы, системы. |
«Человек-человек» |
Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей), терпение, эмпатия и рефлексия. Предмет труда для представителей профессий типа «человек человек» - другие люди. |
«Человек-художественный образ» |
Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека — наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие. Предметы труда для представитей профессий типа «человек-художественный образ»: |
Психологическая классификация профессий по типам личности - тест Дж.Голланда. часто применяется и при приеме на работу с целью определения профессионального типа личности и на основании полученной информации делают соответствующие выводы. Голланд выделяет следующие профессиональные типы личности:
Профессиональные типы личности |
Характеристики профессиональных типов личности |
|
1 |
Артистический |
- стремится к самовыражению, ярко проявляет эмоции и чувства, во всем видит красочность, эстетику, воодушевленность и глубину. Этим людям свойственно нетрадиционное мышление, некая экстравагантность, не-социальность и независимость. Подходят творческие профессии: музыкальная сфера, кино и режиссура, литературная деятельность, художественная сфера, театр, хореография, архитектура и дизайн. |
2 |
Исследовательский |
- характеризирует таких личностей, как рациональных, независимых и довольно оригинальных. Такие люди стремятся к исследованиям, открытиям, новшествам, их привлекают теории, задачи, в некотором роде абстрактное мышление и решение поставленных целей. Такому типу соответствуют научные профессии, математическая сфера, физика и астрономия, и т.п. |
3 |
Социальный |
- гуманные, толерантные, очень дружелюбные личности, любят тесное общение с людьми, волонтерскую деятельность, помощь другим. Такой профориентации соответствует медицинская, педагогическая и социальная деятельность. |
4 |
Офисный |
- такой тип отлично справится со структурированной деятельностью. Им характерно: практичность, исполнительность, в некой степени консерватизм, настойчивость и серьезное отношение к деталям. Специальность данного типа: бухгалтер, экономист, программист, маркетолог. |
5 |
Предприниматель-ский |
- эти люди являются избирательными, энергичными, доминантными и довольно импульсивными. Таким личностям не очень по душе ручной труд, но приключения, интеллектуальные задание, руководящие роли и реализация стратегических планов – это их среда. Соответствую профессии: администратор, директор, предприниматель, бизнес-аналитик, рекламист и т.п. |
6 |
Реалистический |
- эмоционально стабильны, ориентируются на настоящее время, занимаются конкретными задачами, способны выполнять четкую и детальную работу. Такому типажу соответствуют профессии механика, моряка, инженера, электрика, шафера, плиточника и любые другие виды деятельности, связанные с детальной и скрупулёзной работой, требующие моторности и ловкости. |