Навигатор «Твой выбор»

Лучшие онлайн тесты

Мы погуглили и нашли пять онлайн-тестов по профориентированию, которые помогут разобраться с выбором профессии. Если вы давно хотите пройти тест на профориентацию для подростков – эта статья для вас.

посетить

Советы психолога.

Советы учащимся и родителям по профориентации

Что нужно знать при выборе учебного заведения?

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях. Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)?

Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

Какова продолжительность обучения?

Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

Адрес учебного заведения и его полное название.

Рекомендации старшеклассникам по выбору будущей профессии

 

Если ты уже старшеклассник, перед тобой встает серьезная проблема – выбор профессии. Большинство старшеклассников оказываются в весьма сложной ситуации. Нравится сразу несколько предметов, часто взаимоисключающих с точки зрения выбора профессии, скажем, математика и история одновременно.

Необходимо еще принять во внимание и востребованность будущей профессии, и зарплату, и круг людей, с которыми придется работать, и множество других важных вещей.

Не стоит слепо принимать на веру советы всех, ведь речь идет о твоем будущем, которое в значительной степени зависит от тебя

Перед тобой краткие советы и рекомендации, которые могут помочь тебе сделать этот трудный жизненный выбор.

Несколько простых правил:

1). Сначала выбирай сферу деятельности. Если нет четкого понимания твоей будущей профессии к концу школьного обучения, выбирай общее направление работы, сферу, в которой ты хотел бы в будущем работать. Например, «хочу заниматься научной деятельностью, лучше всего биологией». Значит, тебе нужен серьезный университет (выбор хорошего ВУЗа не менее важное дело, чем выбор профессии), в котором есть биологическое направление. Такой подход значительно сужает зону поиска и делает задачу реально выполнимой.

2). Принимай решение самостоятельно. Сегодня помощь в выборе профессии ты можешь получить самыми разными способами: книги (для этих целей выпущена энциклопедия для старшеклассников), специалисты-консультанты по профориентации, люди, уже успешно работающие, которые готовы дать тебе советы, ВУЗы, которые устраивают «Дни открытых дверей» и подробно рассказывают о том, чему там будут учить, и куда можно устроиться после их окончания. Прислушивайся ко всем, но решение принимай только сам. Только ты знаешь, что для тебя важно и интересно, чем тебе не надоедает заниматься, а от чего ты устаешь.

3). В выборе будущей профессии опирайся на свои интересы, на свою любовь к конкретной деятельности. Прежде, чем принимать решение, подумай - что тебе интересно делать, что у тебя хорошо получается. От каких занятий ты получаешь удовольствие? Ты, наверняка, заметил, что изучать неинтересные для тебя предметы гораздо труднее, чем те, что тебя увлекают. А работать на неинтересной, скучной (пусть даже престижной, стабильной и высокооплачиваемой) работе сложнее в тысячу раз. Так что первым делом - твои собственные интересы и предпочтения. Все другие причины, по которым ты принимаешь решение, уже второстепенные. Зарплата, степень востребованности твоей будущей профессии в обществе важны, но опыт показывает, что жизнь быстро меняется, и та специальность, что вчера была престижной и высокооплачиваемой, завтра окажется не особенно нужной. Перепроизводство специалистов – тоже реальная вещь. Так что выбирай себе профессию, ориентируясь, прежде всего, на свой интерес. Разберись в своих интересах Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать что именно ты любишь делать. Подойдет любая анкета, направленная на их выявление (они есть в Интернете). Определи, какие профессии соответствуют твоим интересам, зайди на сайт proforientator.ru .

4). Серьезно занимайся проблемой выбора профессии. Интуиции следует доверять. Но все-таки этого мало. Спроси себя, что вообще ты знаешь о мире профессий? Их несколько тысяч. Основная твоя цель на данном этапе - сбор информации. Читай книги, обратись к специалистам по профориентации, поговори с школьным психологом - у него найдется несколько тестов, чтобы определить твои профессиональные склонности, то, чем ты обладаешь, чтобы быть успешным в какой-либо профессии. Не стесняйся задавать вопросы тем, кто связан со сферой твоих интересов. Важно посмотреть, как все это работает на практике. Если у тебя есть знакомые, которые занимаются тем, что, как тебе кажется, может стать твоей профессией, попроси разрешения прийти к ним на работу (в большинстве случаев это вполне реально), посмотреть, в каких условиях они работают, что делают, что от них требуется. Старую пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» никто не отменял. Но не забывай, что самое главное – нравится тебе будущее твое дело или нет.

5). Обратись к специалисту по профориентации. Заранее приготовь вопросы, которые ты хотел бы задать. Специалисты по профориентации дадут тебе информацию о конкретных профессиях, о возможных местах и условиях работы, о спросе на специалистов, о программах подготовки и т.д. Не забудь спросить о возможных негативных сторонах профессий, которые показались тебе интересными. Внимательно слушай все, что тебе скажут, но помни правило, которое мы обозначили самым первым в рекомендациях – решение ты должен принимать только сам. Да, не забудь поговорить с родителями, их не меньше тебя волнует этот вопрос. На этом этапе уже, может быть, у тебя появится более конкретное решение по поводу будущей профессии. Ты определишь не только область профессиональных интересов, но и конкретную профессию

6). Куда пойти учиться? Ты уже выбрал свою будущую профессию? Теперь самое время узнать, где и как ты будешь учиться. Посмотри в Интернете, какие ВУЗы готовят по твоей будущей специальности, когда в них проходят «Дни открытых дверей». И снова готовь вопросы. У активного человека меньше вероятность сделать ошибку выбора. Выберите приемлемые для Вас варианты дополнительной подготовки:

- профильные классы;

- классы с углубленным изучением отдельных предметов;

- специализированные школы;

- занятия с репетитором;

- подготовительные курсы;

- самостоятельная подготовка.

Итак, правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне.

Литература:

  1. Анисимова Н. П., Кузнецова И. В., Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи, Ярославль, ПО, 2000.

  2. Выбор профессии. Энциклопедия для детей. / Под ред. Е. Ананьева. Отв. Ред. В. Белоусова. М., 2003, 2008. Колесникова О.А., Полосина Т.И. , Донецкий А.М. Выбери профессию. Жуковский, 2002.

  3. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб., 2007.

  4. Большая детская энциклопедия. Выбор профессии. Компьютерная программа. CD-ROM, 2010 г. Издатель: ИДДК; разработчик: ООО «Издательство».

  5. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/Под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2008. – 366 с.

  6. Профориентация старшеклассников / сост. Т.В. Черникова. – Волгоград: изд. Учитель, 2006г. – 120с.

  7. Резапкина Г.В.  Психология и выбор профессии, М.:, Генезис, 2005 г. – 208с.

  8. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – Москва.: Генезис, 2005г. – 140с.

  9. Резапкина Г.В. Я и моя профессия // «Школьный психолог», 1999 г. – №14. «Теория и практика профориентации и профконсультирования»  / под ред. В.В.Спасенникова. – Калуга, 1996г. – 406с.

  10. Йовайши Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 128 с.

  11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2007. - 302 с.

  12. Бедарева Т.Т, Грецов А. Г. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. СПб: Питер, 2008

  13. Бендюков М. А., Соломин И. Л. « Ступени карьеры. Азбука профориентации - СПб.: Речь, 2006.

  14. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб, питер., 2007 -224.

 

 

Навигатор. Твой выбор

Для учащихся старших классов выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития. Его решение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.

Осознанный выбор профессии подростком является следствием решения возрастных задач и преодоления перечисленных трудностей с помощью окружающих его взрослых: родителей, учителей, психологов.

Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно. В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя - нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний. Профессия – основа карьеры. Профессией называют вид деятельности, который требует от человека наличия определённых знаний, навыков и подготовки. Правильно выбрав профессию человек живёт полноценной жизнью, занимаясь любимым делом и получая при этом достойный заработок. Наиболее успешен в своей карьере тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник.

Чтобы стать профессионалом, надо правильно выбрать профессию. Какой выбор можно считать правильным? Выбор, сделанный с учетом своих возможностей – интеллектуальных, физических, психологических. Однако этого недостаточно. Ваши возможности могут полностью соответствовать требованиям профессии. Но если эта профессия не пользуется спросом на рынке труда, то ваши замечательные способности окажутся невостребованными. Выбор профессии – ваше личное дело. Вы принимаете решение и несете за него ответственность

Как правильно выбрать профессию?

При выборе следует принимать во внимание ряд факторов, а именно:

  • Позицию старших членов семьи, помогающих ознакомиться с различными видами деятельности и сделать правильный выбор.
  • Позицией товарищей, так как специальность должна не только соответствовать собственным интересам, но и совпадать с интересами близких друзей.
  • Позицией учителей, которые помогают распознать скрытые способности и таланты.
  • Личными профессиональными планами, позволяющими построить этапы освоения профессиональных знаний.
  • Наличие способностей, которые помогут построить карьеру в выбранном виде деятельности.
  • Информированностью, позволяющей собрать достоверные сведения о профессии.
  • Выбранная специальность действительно мне интересна или же это дань моде?

 

Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные критерии будущей профессии. Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние причины выбора профессии:

1. Мнение окружающих о профессии и её престижности (друзья, родители, успешные знакомые и т.д.) – часто специальность выбирается под впечатлением от её престижности в глазах окружающих, что обычно приводит к ситуации неудовлетворения от работы и необходимости переучиваться. К тому же существует риск, что модный сегодня род занятий завтра значительно снизит свою популярность, а то и перестанет существовать вовсе.

2. Желание родителей – очень распространены случаи, когда профессия выбирается под давлением со стороны родителей, желающих устроить своего ребёнка на наиболее выгодную, с их точки зрения, специальность. С одной стороны ими двигают исключительно благие побуждения, с другой же практически всегда стремления, желания и способности непосредственно ребёнка уходят на второй план и не учитываются.

3. Уровень заработной платы – немаловажная причина, которую, несомненно, стоит учитывать вместе с остальными. Одной из самых распространённых ошибок при выборе является упор исключительно на предполагаемую зарплату без учёта желаний и талантов.

4. Доступность обучения – согласитесь, получать образование намного легче и комфортнее в своём родном городе, а необходимость переезда и жизни в общежитии может отпугнуть многих людей.

Внутренние причины выбора профессии:

1. Интерес – наряду со способностями одна из важнейших причин к выбору той или иной профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания и тому подобных.

2. Физические возможности – если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.

3. Наличие склонностей, талантов, способностей – уже в детских садах и школах становятся видны склонности к разным видам деятельности. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями.

4. Возможность самореализации - естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

  1. Выбор профессии «за компанию».
  2. Подчинение давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.

3.Увлечение только внешней стороной профессии.

4. Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.

5. Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.

6. Отождествление учебного предмета с профессией.

7. Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.

8. Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.

9. Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.

10. Недостаточное знание профессии.

При выборе профессии нужно:

  1. Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;
  2. Определиться в своих интересах;
  3. Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
  4. Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
  5. Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
  6. Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья);
  7. Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе;
  8. Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.

Какой выбор профессии можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость ( ХОЧУ)

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда ( НАДО).

Человек и профессия.

Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.

Профессии порождены разделением труда, которое началось в эпоху возникновения первых цивилизаций (4-6 тыс. лет назад).

В настоящее время число профессий достигло нескольких тысяч, причем эти изменения носят динамический характер: одни профессии исчезают, другие — возникают. Например, в конце ХХ века исчезли профессии наборщика типографии и стенографистки, зато возникли профессии логиста и веб-дизайнера. Если постараться дать короткое описание понятия «профессия», то можно прийти к следующему определению: профессия — род трудовой деятельности, являющийся источником существования человека и требующий определенной квалификации . Человек, обладающей профессией, как правило, должен владеть определенными знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате обучения, специальной подготовки или опыта работы. Диапазон освоения человеком профессии может быть очень широким: так для освоения профессии землекопа достаточно нескольких часов, а приобретение профессии врача требует нескольких лет теоретической и практической подготовки. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода, поэтому принято отличать ее от занятия.

Занятие — это тоже деятельность, связанная с получением дохода, но обычно не главная. Кроме того, человек может заниматься какой-либо деятельностью, даже не имея соответствующей профессиональной подготовки (инженер, которого уволили по сокращению штатов, может заниматься временной работой в качестве подсобного рабочего на стройке). Многие широко распространенные профессии подразделяются на более узкие специальности.

Специальность - комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.

Как и профессия, специальность приобретается в процессе специальной подготовки и последующего опыта работы. Например, профессия «инженер» делится на такие специальности, как инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик. В профессии врача выделяют специальности: врач-окулист, врач-хирург, врач-терапевт, врач-инфекционист и пр.

Квалификация степень общей и специальной профессиональной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определенных работ. Показателем квалификации работника, помимо разряда, может быть также категория или диплом, наличие звания и учёной степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). Определение квалификации играет важную роль при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников.

Карьера – продвижение в какой – либо сфере деятельности, социальная роль, общественная миссия, которую человек выполняет.

Типы профессий по предмету труда

Наибольшее распространение получила классификация профессий, предложенная академиком Е.А. Климовым по предмету труда:

 

Типы профессий

Характеристика профессий по предметам труда

«Человек-природа»

Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры.

Предметы труда для представителей большинства профессий типа «человек природа»:
• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.

«Человек-техника»

Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия для успеха в данной области. От работника требуется точность, определенность действий.

Предметы труда для представителей профессий типа «человек техника»:
• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии

«Человек-знаковая система»

Мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры, схемы, программы, знаки, языки, чертежи, таблицы формулы и другая информация. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.

Предметы труда для представителей профессий типа «человек - знаковая система» - цифры, знаки, символы, системы.

«Человек-человек»

Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей), терпение, эмпатия и рефлексия.

Предмет труда для представителей профессий типа «человек человек» - другие люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
- воспитание, обучение, медицинское обслуживание, бытовое обслуживание, защита общества и государства.

«Человек-художественный образ»

Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека — наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.

Предметы труда для представитей профессий типа «человек-художественный образ»:
- художественный образ, способы его построения -
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, дизайнер, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф, режиссер);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• воплощение художественного образа на сцене – артист, эстрадный исполнитель, шоумен.

 

Психологическая классификация профессий по типам личности - тест Дж.Голланда. часто применяется и при приеме на работу с целью определения профессионального типа личности и на основании полученной информации делают соответствующие выводы. Голланд выделяет следующие профессиональные типы личности:

 

Профессиональные типы личности

Характеристики профессиональных типов личности

1

Артистический

- стремится к самовыражению, ярко проявляет эмоции и чувства, во всем видит красочность, эстетику, воодушевленность и глубину. Этим людям свойственно нетрадиционное мышление, некая экстравагантность, не-социальность и независимость. Подходят творческие профессии: музыкальная сфера, кино и режиссура, литературная деятельность, художественная сфера, театр, хореография, архитектура и дизайн.

2

Исследовательский

- характеризирует таких личностей, как рациональных, независимых и довольно оригинальных. Такие люди стремятся к исследованиям, открытиям, новшествам, их привлекают теории, задачи, в некотором роде абстрактное мышление и решение поставленных целей. Такому типу соответствуют научные профессии, математическая сфера, физика и астрономия, и т.п.

3

Социальный

- гуманные, толерантные, очень дружелюбные личности, любят тесное общение с людьми, волонтерскую деятельность, помощь другим. Такой профориентации соответствует медицинская, педагогическая и социальная деятельность.

4

Офисный

- такой тип отлично справится со структурированной деятельностью. Им характерно: практичность, исполнительность, в некой степени консерватизм, настойчивость и серьезное отношение к деталям. Специальность данного типа: бухгалтер, экономист, программист, маркетолог.

5

Предприниматель-ский

- эти люди являются избирательными, энергичными, доминантными и довольно импульсивными. Таким личностям не очень по душе ручной труд, но приключения, интеллектуальные задание, руководящие роли и реализация стратегических планов – это их среда. Соответствую профессии: администратор, директор, предприниматель, бизнес-аналитик, рекламист и т.п.

6

Реалистический

- эмоционально стабильны, ориентируются на настоящее время, занимаются конкретными задачами, способны выполнять четкую и детальную работу. Такому типажу соответствуют профессии механика, моряка, инженера, электрика, шафера, плиточника и любые другие виды деятельности, связанные с детальной и скрупулёзной работой, требующие моторности и ловкости.

 

 

 

 

© {2020} GBOU Gymnasium 441 SPb. All Rights Reserved.

Please publish modules in offcanvas position.