Цель:
воспитать у школьников сознательное отношение к труду, готовность к профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
· создать условия для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.
· оказывать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
· получить данные о предпочтениях, склонностях, способностях учащихся 9-х классов для разделения их по профилям обучения;
· наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения (учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города);
· обозначить, раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий
· обеспечить широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
· дополнительно поддерживать школьников, у которых возможно спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные», дети из неблагополучных семей);
· выработка гибкой системы кооперации уровня среднего общего образования с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся, социальных партнеров гимназии, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку профессиональных кадров.
В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, зам. директора по УР и ВР, учителями-предметниками, классными руководителями, педагогом-организатором, заведующим библиотекой, медицинским работником.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
· научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
· научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основными направлениями профориентационной работе в гимназии являются:
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
План мероприятий
по профориентационному воспитанию
в ГБОУ Гимназии № 441
на 2018-2019 учебный год
№ п/п |
Мероприятия |
Форма проведения |
Участники |
Сроки |
Ответственный |
Работа с коллективом сотрудников |
|||||
1 |
Выступление на педагогическом совете на тему «Основные направления профориентационного воспитания в гимназии». |
Педагогический совет |
Педагогический коллектив |
Август |
Зам.директора по ВР |
Заседание МО классных руководителей «Работа классного руководителя по профориентации учащихся |
Заседание МО классных руководителей |
ВС, классные руководители |
Сентябрь |
Председатель МО классных руководителей |
|
Корректировка планов мероприятий ВР по профориентации учащихся |
Консультации |
ВС, классные руководители |
Сентябрь |
Кл.руковод., педагог-организатор, Зам.директора по ВР |
|
4 |
Выступление на общешкольном родительском собрании с целью разъяснения работы гимназии по предпрофильному, профильному обучению и профориентации. |
Родительские собрания |
Родители, администрация гимназии |
Сентябрь |
Зам.директора по ВР |
5 |
Заседания рабочей группы по профильному обучению и профориентационной работе в гимназии. |
Заседание |
Зам.директора по ВР, ответственный по профориентации, председатели МО |
В течение года |
Зам.директора по УВР и ВР |
Проведение педагогического совета по теме «Профильное обучение и профориентационная работа» |
педсовет |
Педагогический коллектив |
ноябрь |
Зам.директора по УВР |
|
6 |
Размещение на стендах и сайте гимназии информации по профориентации, ориентированной на педагогов, учащихся, родителей |
Оформление стендов и сайта |
Администрация и педагоги гимназии, родители |
Сентябрь, дополнения в течение года |
Ответственный по профориентации |
7 |
Проверка новых должностных инструкций работников гимназии по позициям действий в сфере профориентационного воспитания и профильного обучения |
Работа с локальными актами и документами |
Администрация гимназии |
Октябрь-ноябрь |
Директор |
8 |
Проведение оперативных совещаний по разъяснению работникам гимназии законодательства в сфере профориентационного воспитания и профильного обучения. |
Совещание |
Администрация гимназии |
1 раз в полугодие |
Зам.директора по ВР, социальный педагог |
9 |
Открытое заседание комиссии по распределению стимулирующих выплат. |
Заседание комиссии |
Администрация гимназии, профсоюзный комитет, председатели МО |
Ежемесячно |
Директор, председатель профкома |
11 |
Общее собрание работников гимназии «Итоги работы». |
Общее собрание |
Администрация гимназии |
Май |
Директор |
Работа с родителями обучающихся |
|||||
Выступление на общешкольном родительском собрании с целью разъяснения политики гимназии в отношении профориентационного воспитания и профильного обучения |
Общешкольное родительское собрание |
Администрация гимназии |
Сентябрь |
Директор |
|
Размещение на стендах и сайте гимназии: - учебного плана гимназии, - плана работы по профориентации, - плана проведения районных и городских мероприятий по профориентации, - расписания работы системы дополнительного образования |
Оформление стендов и сайта |
Все заинтересованные |
Сентябрь, дополнения в течение года |
Рабочая группа по профориентации |
|
Размещение на сайте гимназии: - информационных материалов по вопросам содействия профессиональному самоопределению учащихся; - рекомендации родителям по оказанию помощи ребенку в выборе профессии, учебного заведения; - правила планирования образовательного маршрута; - ссылки на интернет-ресурсы, организации, занимающиеся профориентацией. |
Оформление сайта |
Все заинтересованные |
Сентябрь, дополнения в течение года |
Психолог Социальный педагог |
|
Размещение на сайте ОУ нормативно-правовых документов по профориентационному и профильному обучению и воспитанию; блока информации из ВУЗов, ССУЗов, городских центров профориентации и занятости населения. |
Оформление сайта |
Все заинтересованные |
В течение года |
Администратор сайта Зам.директора по ВР |
|
Размещение на сайте гимназии: - «страничек жизни классов» с информацией о предстоящих мероприятиях и фото-отчетах произошедших событий. |
Оформление сайта |
Все заинтересованные |
В течение года |
Классные руководители |
|
День открытых дверей школы |
День открытых дверей школы |
Все заинтересованные |
По плану гимназии |
Директор |
|
Родительские собрания по темам предпрофильного, профильного обучения, профориентационной работы с учащимися |
Родительские собрания |
Родители обучающихся |
Сентябрь май |
Классные руководители |
|
Оформление стендов с информацией о кружках, дополнительных услугах |
Оформление стендов |
Учащиеся, родители |
Сентябрь |
Руководитель ОДОД, зам.директора по фин. политике |
|
Оформление стендов с информацией о предложениях профориентационных центров города, ВУЗов, ССУЗов |
Оформление стендов |
Учащиеся, родители |
В течение года |
Зам.директора по ВР |
|
Посещение мероприятий Дня профориентации на площадках Академии дополнительного профессионального образования |
Консультации, беседы |
Родители и учащиеся 8-11 классов |
Ноябрь, + в течение года |
Зам.директора по ВР |
|
Работа с учащимися начальной школы |
|||||
Занятия цикла «Человек – искусство» |
Классные часы, тематические лекции, экскурсии, мастер-классы |
1 кл. |
В течение года |
кл. руководители |
|
Занятия цикла «Человек – человек» |
2 кл. |
кл. руководители |
|||
Занятия цикла «Человек – техника» |
3 кл. |
кл. руководители |
|||
Занятия цикла «Человек – наука» |
4 кл. |
кл. руководители |
|||
«Встречи с профессионалами» |
Беседы |
3-4кл. |
В течение года |
Социальный педагог, кл.руководители |
|
Просмотр презентации на тему «Знакомство с различными профессиями, существующими для охраны порядка» |
Круглый стол |
3-4 кл. |
Февраль |
Педагог-организатор, кл.руководители |
|
Занятие творческой мастерской «Создание памятки «Хорошие правила поведения в моем классе» |
Мастер-класс |
1-4кл. |
Март |
Педагог-организатор |
|
Ролевые игры по теме «Путешествие по миру профессий» |
Игра |
1-4кл. |
В течение года |
Психолог |
|
Занятия, направленные на нравственное представление о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, отношении к труду |
Кружок |
1-4 кл. |
В течение года |
Кл.руководители |
|
Чтение книг на уроках и внеклассной работе /приложение/ |
1-4 кл. |
В течение года |
Кл.руководители |
||
Работа на уроках литературного чтения, окружающего мира с пословицами и поговорками о труде. |
Урок, внеклассные часы |
1-4кл. |
В течение года |
Кл.руководители |
|
Занимательные задания на кружке «Люби и знай свой язык» |
Кружок |
1--2 кл. |
В течение года |
Кл.руководители |
|
Занятия по курсу «Светская этика», «Я и мой мир» в 4 классе. |
Праздник |
4в |
В течение года |
Председатель МО кл. рук. |
|
Праздники в начальной школе и акции «День подарков», «Подари жизнь книги», «Подарок своими руками ветерану», «Мастерская Деда Мороза» |
1-4кл. |
В течение года |
Педагог-организатор |
||
Проведение праздников «Город мастеров» |
Праздник |
1-4кл., |
Май |
Педагог-организатор |
|
Праздник «Профессия моих родителей». Конкурс презентаций. |
Праздник |
2-4кл. |
Апрель |
Социальный педагог |
|
Экскурсии на предприятия и производства |
Экскурсия |
1-4кл. |
В течение года |
Кл.руководители |
|
Занятия с психологом и социальным педагогом «Приглашение к разговору», «Давайте поговорим» |
Беседа, викторина, анкетирование |
2-4кл. |
В течение года |
Психолог, соц.педагог |
|
Просмотр и обсуждение видеосюжетов. |
Классный час |
1-4кл. |
В течение года |
Кл.руководители |
|
Посещение библиотек: им.Горького, Чехова, «Славянка», Короленко. Цикл лекций. |
Викторина, показ фильмов |
1-4кл. |
В течение года |
Кл.руководители |
|
Работа с учащимися средней школы |
|||||
Мероприятия по теме – «Мастер своего дела» |
Классные часы, тематические лекции, экскурсии, мастер-классы |
5 |
В течение года |
Кл.руководители |
|
Мероприятия по теме – «Производства Санкт-Петербурга» |
6 |
В течение года |
Кл.руководители |
||
Мероприятия по теме – «Азбука профориентации» |
7 |
В течение года |
Кл.руководители |
||
Мероприятия по теме – «Я и мир профессий» |
8 |
В течение года |
Кл.руководители |
||
Мероприятия по теме – «Я и мое профессиональное самоопределение» |
9-10 |
В течение года |
Кл.руководители |
||
Мероприятия по теме – «Мой выбор» |
11 |
В течение года |
Кл.руководители |
||
Участие в проекте «Профессии и увлечения в моей семье: у мамы, папы, дедов, прадедов». Стендовые выставки и презентации ко Дню матери, Дню защитника Отечества. |
Стендовые выставки и презентации |
5-10 |
В течение года |
Педагоги-организаторы, классные руководители |
|
Акции «День подарков», «Подари жизнь книги», «Подарок своими руками ветерану», «Мастерская Деда Мороза» |
Мастерские, мастер-классы |
5-9 |
В течение года |
Специалисты, классные руководители |
|
Классные часы в 5 классах по темам: 1. Знакомство с профессиями родителей. 2. Составление каталога профессий |
Классный час (с беседой, викториной, тестами, игровыми ситуациями, чтением литературных произведений и пр.) |
5 кл. |
В течение года |
Классные руководители |
|
Просмотр презентаций на тему «Знакомство с различными профессиями, существующими для охраны порядка». |
Беседа-обсуждение |
5-6 |
Февраль |
Социальный педагог |
|
Классный час по теме: «Профессии и увлечения моих родителей, дедов и прадедов» |
Классный час (с беседой, викториной, тестами, игровыми ситуациями, чтением литературных произведений и пр.) |
6 кл. |
В течение года |
Классные руководители |
|
Встреча с сотрудниками полиции «Профессии, существующие для охраны порядка» |
Беседа |
6-7 |
Март |
Социальный педагог |
|
Проект в «калейдоскопе классных дел» - «Производства Санкт-Петербурга». Выход на продукт: презентации, макет. |
6-7 |
В течение года |
Классные руководители |
||
Классный час по теме: «Быть представителем власти». |
Беседа, викторина, тесты, игровые ситуации, чтение литературных произведений и пр.) |
7 кл. |
В течение года |
Классные руководители |
|
Профориентационная программа «Лаборатория профессий» |
Занятия, мастер-классы |
7 |
В течение года |
Классные руководители |
|
Проект в «калейдоскопе классных дел» - «Обзор социально-культурных профессий в рамках посещения музеев Санкт-Петербурга». Выход на продукт: презентации, стенгазета и путеводитель |
7-8 |
В течение года |
Классные руководители |
||
Классный час по теме: «Закон и необходимость его соблюдения. Профессии «охраны порядка и безопасности граждан» |
Классный час (с беседой, викториной, тестами, игровыми ситуациями, чтением литературных произведений и пр.) |
8 кл. |
В течение года |
Классные руководители |
|
Проект в «калейдоскопе классных дел» - Профориентационная программа «Лаборатория профессий» (5 занятий в течение года + 4 выездные экскурсии). Выход на продукт: через анкетирование и диагностику осознание своих способностей и возможностей, презентация «Я в мире профессий». |
8-9 |
В течение года |
Классные руководители |
||
Классный час по теме: «Требования к человеку, обреченному властью». |
Классный час (с беседой, викториной, тестами, игровыми ситуациями, чтением литературных произведений и пр.) |
9 кл. |
В течение года |
Классные руководители |
|
Деловая игра для учащихся 7 классов «Создание президентской команды». |
Деловая игра |
7 кл. |
Ноябрь-декабрь |
ВС |
|
Деловая игра для учащихся 8 классов«Городская застройка». |
Деловая игра |
8 кл. |
Март-апрель |
ВС |
|
Проект «Моя семья в мире профессий» - конкурс стенгазет, видеороликов, презентаций: «Моя мама: профессия и увлечения» «Мой папа: профессия и увлечения» «Деды и прадеды: профессии и увлечения» |
1-11 |
В течение года Ноябрь Февраль Апрель |
ВС Классные руководители |
||
Посещение мероприятий Дня профориентации на площадках Академии дополнительного профессионального образования |
Тестирование, консультации, беседы |
учащиеся 8-9 классов |
Ноябрь, + в течение года |
Зам.директора по ВР |
|
Работа с учащимися старшей школы |
|||||
Классные часы-практикумы в 10-11 классах по темам: Беседы-коррекции «Мир профессий», «Современные тенденции на рынке труда» |
Беседа-лекция, практикум, беседа-коррекция точки зрения, игровые ситуации |
10-11 кл. |
В течение года |
Классные руководители |
|
Акции «Подарок своими руками ветерану», «Мастерская Деда Мороза» |
Мастерские, мастер-классы |
9-11 |
В течение года |
Специалисты, классные руководители |
|
Программа «Встречи с представителями ВУЗов и ССУЗов»: · Встречи-презентации «Новые предложения, конкурсы. Условия поступления. Целевые программы» · Уроки-презентации (по согласованным темам познавательно-профориентационной направленности. |
9-11 |
В течение года |
Зам.директора по ВР |
||
Лекции «Новые тенденции на современном рынке труда» |
ноябрь |
Зам.директора по ВР |
|||
Посещение мероприятий Дня профориентации на площадках Академии дополнительного профессионального образования |
Тестирование, консультации, беседы |
учащиеся 8-9 классов |
Ноябрь, + в течение года |
Зам.директора по ВР |
|
Участие в проекте «Профессии и увлечения в моей семье: у мамы, папы, дедов, прадедов». Стендовые выставки и презентации ко Дню матери, Дню защитника Отечества. |
Стендовые выставки и презентации |
9-11 |
В течение года |
Педагоги-организаторы, классные руководители |
|
Профессиональные консультации |
Индивидуальные беседы |
8-11 |
В течение года |
Психолог, социальные педагог |
Директор гимназии Н.И.Кулагина